Архангелы

Хочу вернуться к рассмотрению Небесных Существ. У меня в руках книга Дионисия Ареопагита «Небесная Иерархия».

Согласно этому трактату, все Небесные Существа разделены на три ступени (или степени), в каждой из которых находится по три чина Существ:

Первая степень, самая близкая к Богу – Престолы, Херувимы и Серафимы,
вторая степеньВласти, Господства и Силы,
третья степень, наиболее близкая к людям – Начала, Архангелы и Ангелы.

По ряду причин меня заинтересовали Архангелы.

Архангелы — слово греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы».

Термин «Архангелы» появляется впервые в грекоязычно иудейской литературе предхристианского времени (Енох 20, 7) как передача выражений вроде «великий князь» в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1).
«Чин Архангелов равен небесным Начальствам*. Он сообщается с пресвятыми Начальствами и святыми Ангелами – с первыми тем, что он обращается через Начальства к премирному Началу (Богу), сообразуется с Ним, сколько возможно и хранит между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству» (глава 9, параграфы 1-2)
Под «равенством небесным Начальствам» подразумевается следующее:
«Богоподобная способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличествующему начальствующим Силам, всецело как самим обращаться к безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать» (там же)

Из данных цитат (Небесная иерархия — Ареопагита) можно сделать заключение, что численность Архангелов гораздо больше, чем мы знаем. Это целый чин Небесных Существ. Сколько их в чине людям не известно! Возможно, тысячи? Или миллионы?

Известно из Библии, что Бог сотворил Небесных Существ раньше людей.

Иносказательно мир ангельский, мир невидимый и духовный назван в книге Бытия «небом».
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие, глава 1, стих 1)
То есть, «небо» было первым. Почему это не физическое небо? А потому, что из контекста видно – материи в привычном нам понимании еще нет и в помине. Таково толкование святых отцов. Нет никаких причин не доверять людям, просвещенным этим же самым Духом Божьим и получившим от Него святость еще при жизни.
Известно также, что один из высших Духов возгордился и начал на небе войну против Бога, увлекши за собой часть Небесных Существ. Имя духа – Денница. Нигде не указано, что это Архангел, или же какой-либо иной чин. Сказано, что это самый высший и могущественный дух. Возможно, он вообще возглавлял всю Небесную иерархию? Или не принадлежал к чинам, стоял над ними? Был первым созданным Богом существом. Победил Денницу как раз Архангел — Архангел Михаил. Он возглавил «движение сопротивления». Вероятно, высший дух, Денница, потерял большую часть своих сил (способностей?), отделившись от своего Начала – Бога. Отсюда и победа более низшего чина над высшим. Вероятно также, что воевали и все высшие чины, но Михаил был кем-то вроде полководца. (Эта информация, кроме моих предположений, опять же предоставлена Церкви святыми отцами)

Есть Архангелы, открывшиеся людям, то есть активно принимавшие участие в человеческой истории. Мы знаем их имена и их способности. Всего известных нам Архангелов СЕМЬ.

2016-05-02_003135

Главный в этом списке Михаил-Архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов, а также и праведных людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч. Так он и изображается на иконостасах православных храмов – суровый юный воин в доспехах, со щитом и мечом из пламени. Михаил в переводе с еврейского означает «кто как Бог?»

2016-05-02_003306

Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства. Его икону, как и Михаила, традиционно размещают на иконостасе. Чаще он там изображен с цветущей ветвью в руке. По крайней мере, иных изображений Гавриила на иконостасе я не видела.

2016-05-02_003411

Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих. Изображается с ящичком лекаря в руках, как Великомученик и целитель Пантелеимон. Иногда с чашей, которая явно символизирует Таинство Причастия.

Реже упоминаются четыре других архангела.

2016-05-02_003508

Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам. В его руках на иконах изображают огонь. Вероятно, огонь вдохновения?

2016-05-02_003615

Салафиил  — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками. Иногда со свечой, кадилом в руке. Кадило ведь – символ молитвы. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (поется в Великий Пост) Да и свеча, которая ставится на подсвечник – жертва Богу, символ нашей молитвы – пламенной, не угасающей.

2016-05-02_003709

Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов невидимых.

2016-05-02_003809

Варахиилу присуща роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.

О семи небесных Архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указывает на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится с древнейшими представлениями людей о семеричной структуре бытия как божественного, так и земного.

2016-05-02_003908

В православном церковном календаре Архистратигу Михаилу посвящен отдельный день – 19 сентября вспоминается чудо в Хонех (недалеко от Иераполя), случившееся в 4 веке – спасение православного храма от разрушения язычниками (храм был посвящен Михаилу в знак благодарности за исцеление немой девочки). Поэтому Церковь и почитает Архистратига Михаила как защитника веры и борца против ересей.

А 21 ноября празднуется «собор Архистратига Михаила». В начале IV века Церковь установила этот праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (по старому стилю, по новому это 21 ноября). На иконе Собора Архистратига Михаила изображены все семь Архангелов.

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *