Дражайший супруг

«А как наш батюшка пришел к вере?» — такое (или похожее предложение, произнесенное в вопросительном ключе) я слышала неоднократно. Спросить об этом у самого батюшки люди считают делом не совсем приличным. Потому с «провокационными» вопросами обращаются исключительно к его жене. И то, как бы «между делом», случайно.
Священство настолько экзотическое — таинственное, покрытое мифами и домыслами, — призвание в глазах обывателя, что одни стремятся найти в биографии священника нечто удивительное и поучительное, а другие наоборот «порочащее честь мундира». Всё в зависимости от воцерковленности человека – кому-то пример из жития святых подавай, а кому-то наоборот «сенсационную новость желтой прессы». Скажу сразу, у моего супруга нет ни того, ни другого. По крайней мере, мне так кажется. А вот чудеса, наверное, случались…Впрочем, о них внимательный читатель сам рассудит.

Собрала я на досуге все известные мне сведения о дражайшем супруге воедино и постаралась изложить их кратко-внятно. Получился, скорее всего, не ответ на вопрос «как?», а биографическая зарисовка в духе «родился-крестился». Ну и родных, как водится, тоже помянула.
Итак, остановлюсь на наиболее интересных (прежде всего лично для меня) моментах истории батюшкиного рода.
Прадед отца Сергия по материнской линии, казанский татарин Кирилл, в начале прошлого века был приказчиком у русского купца и собирался открывать собственное дело, когда вдруг наступило кровавое лихолетье – началась та самая революция 1917 года, которая изменила судьбы миллионов людей по всей матушке России. Удивительно, но сам Кирилл сумел приспособиться к новым условиям – перешел в советскую торговлю, в которой оставался до самой старости и вероятно был в ней успешен.
Дед по материнской линии, Борис Кириллович, всю жизнь проработал врачом.
DSC_0470

(15.07.1945 года, Крайова)

Им был до войны и в саму Великую Отечественную тоже занимался любимым делом – лечил людей. Служил на фронте врачом-инфекционистом. Начинал с офицерского звания лейтенант, а к концу войны стал майором. После войны поселился в городе Славянск Донецкой области (ныне окруженном войсками так называемой украинской армии), где работал врачом рентгенологом. Был также долгое время главврачом курорта города Славянска. Славянск славится своими лечебными солеными озерами, из которых черпают грязи для грязевых ванн. На самом курорте лечат опорно-двигательный аппарат. Поэтому там круглый год, а в особенности летом, полно больных людей — «спинальников» (многие из которых перемещаются по территории курорта в инвалидных креслах). Позже дед Борис работал заведующим городской поликлиникой и одновременно являлся заместителем главврача Славянска. Умер очень рано – подвело сердце. Возможно, так сказалась контузия полученная им еще на войне.

Бабушка по материнской линии, Галина, родом из города Ивдель, что на Урале.

DSC_0468

(октябрь 1944 года, Югославия)

Тоже врач по профессии. На фронте служила врачом инфекционистом. Там, в инфекционной части она и познакомилась с Борисом Кирилловичем. Окончила войну в звании капитана.

Screenshot_46

(лето 1945, город Крайова, Румыния; бабушка Галина крайняя справа)

После войны работала врачом гинекологом, была заведующей гинекологическим отделением санатория «Донбасс» Славкурорта (города Славянск) и одновременно городским врачом – гинекологом-консультантом.

Дед по отцовской линии, Григорий, родом из Днепропетровской области Украины. Всю жизнь проработал машинистом паровоза.
Отец, Анатолий Григорьевич, в молодые годы работал на одной из Донбасских шахт. Потом получил высшее образование, закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Стал кандидатом технических наук. Перешел на научную и преподавательскую работу, стал доцентом. В одном и том же институте проработал всю жизнь до выхода на пенсию. И даже будучи в пенсионном возрасте еще много лет продолжал там преподавать.

Мать, Ирина Борисовна, в молодости работала учителем математики в школе. После рождения Сережи переучилась на инженера-программиста (работала на ЭВМ в НИИ города Краматорска Донецкой области). После распада Союза (СССР) была вынуждена перейти на работу в детский сад. Была там некоторое время воспитателем. Потом стала заведующей молодежным клубом, где и проработала до выхода на пенсию. В клубе велись разные кружки для детей – кружок танцев, пения, кружок рисования, кружок шитья и т.п. Что-то наподобие досугового центра, клуба по интересам для подростков из ближайших городских районов.
Родился Сергей 1 декабря 1975 года в Донецкой области.

2010-11-20_150258

(4 марта 1976 года, Сереже тут три месяца)

2010-11-20_151003

(23 апреля 1978 года, 2 года и 4 месяца)

2010-11-20_151708

(с родителями)

По словам мужа, он с раннего детства привязался к бабушке Гале. Очень её уважал и любил. У неё в городе Славянске (а жил с родителями в Краматорске) он проводил все школьные каникулы. Часто бывал на бабушкиной работе, сидел в её кабинете, гулял по Славкурорту. Дома помогал с огородом, так как бабушка жила одна – дед Борис уже умер. Именно бабушка Галя привила моему мужу любовь к земле, к крестьянскому труду. Самым его любимым занятием на огороде был полив овощей – помидоров, огурцов, перца. Тут же, в Славянске, вокруг Сережи собралась дружная компания из местных ребят. Вместе шалили, играли и гуляли. Причем, лидером всех игр чаще всего оказывался Сергей.

Отец и мать имели гораздо меньшее влияние на сына, чем бабушка. Хотя и старались быть хорошими родителями – устраивали Сережу в различные развивающие кружки, возили летом на море, вместе ездили на турбазы, баловали его различными вкусностями. Муж всегда вспоминает бабушку Галину с особой теплотой. Это с её легкой руки в его характере развилась особая, в стиле военных и довоенных годов, интеллигентность. И такие же редкие в наше время внимательность к людям, тактичность и чуткость в общении тоже были воспитаны благодаря бабушке Гале.

DSC_0472

(июль 1976, с дедушкой Борей и бабушкой Галей)

Когда родился младший брат, Сергей месяца два учился в одной из Славянских школ – бабушка целиком взяла на себя опеку над внуком. Исполнилось ему тогда восемь с половиной лет.

DSC_0481

(школьные годы — Сережа на фото слева)

В 1985 году Сережу (в девятилетнем возрасте) и его брата Андрея( в годик) тайно от отца крестили в православном храме города Славянска. Тайно потому, что боялись за карьеру Анатолия Григорьевича – он состоял в коммунистической партии и возглавлял партийную организацию в своем институте. А в годы советского атеизма молодежь всячески старались оградить от «опиума для народа», то бишь храма, его Таинств и обрядов. За крещение сына никто бы по головке не погладил. Инициатором крещения являлась сама мама, Ирина Борисовна. Вместе с подругой они окрестили своих детей без записи в специальной церковной (учетной) книге, чтобы действительно скрыть событие от посторонних глаз и партийного контроля. Священник пошел им на встречу, вошел в тяжелое положение жен коммунистов.
Крещение и сам храм произвели на Сережу довольно сильное впечатление. Он впервые увидел изображение ангела на церковной хоругви – у того было два крыла, растущих прямо из шеи и отсутствовало тело. Ангел не был похож ни на кого, известного из школьной программы и прочитанных книг! «Значит, есть мир о котором я ничего не знаю! Никто бы не нарисовал ангела ТАКИМ, если бы ангелов на самом деле не существовало», — решил он. В храм вошел мужчина и начал молиться. Молиться не на показ, а «для себя» — серьезно и искренне. Маленький Сережа, будучи мальчиком умным и наблюдательным, еще раз всерьез задумался. Не может же взрослый человек просто так «кривляться» перед иконами! Значит, чего-то юным пионерам не договаривают в школе, что-то от них скрывают! Это были первые зерна веры, упавшие на вспаханную новыми впечатлениями, пока еще ни чем не заросшую ниву юной души, а позже принесшие свои богатые плоды.

DSC_0473

(15.10.1989 года)

Примечательно, что в детстве Сергей мечтал стать военным и потому все школьные годы готовился к поступлению в Рязанское военное училище – занимался плаванием, лыжами, радиоспортом (участвовал в соревнованиях по скоростной радиотелеграфии и спортивному ориентированию), много лет тренировался в спортивном зале (осваивал каратэ и кикбоксинг), дома поднимал штангу – накачивал мышцы.

DSC_0475

(на занятиях по радиоспорту)

2010-11-20_152130

(Сергей в 11 классе, на второй парте)

Увлекался историей, в частности историей Великой Отечественной Войны. Запоем читал военные книги. И не просто книги, а мемуары советских военачальников (на мой взгляд, чтение «пресное» и отчасти скучное). Но Сережа читал внимательно и увлеченно – анализировал всё прочитанное и запоминал. До сих пор он четко помнит разные даты, цифры и исторические названия! И, конечно, до сих пор изучает военную историю. Вместе с детьми часто пользуюсь его познаниями вместо поиска нужной мне информации в энциклопедии, или учебниках.

2010-11-20_152428

(получение школьного аттестата)

Мечтал парень об одном, но вышло совсем другое. Промысел Божий судил иначе. Сергей не прошел медицинскую комиссию по зрению – оно упало. С мечтой о Рязанском воздушно-десантном училище пришлось попрощаться навсегда. Идти по стопам отца не хотелось, а выучиться на врача, как желала в свое время бабушка Галя, тоже не получалось – опять же мешало плохое зрение («слепой» хирург человек в медицине по мнению Сережи бесполезный). А бабушка видела внука именно хирургом! Говорила, что есть у него к тому способности.
В 1992 году Сергей уехал в Москву, поступил в коммерческий институт, где познакомился с верующим преподавателем. Пообщавшись с ней, он вновь заинтересовался вопросами веры и смысла жизни. Стал ходить в Елоховский Патриарший кафедральный собор. Ездил на вычитку к отцу Герману (Чеснокову) в Бусиново. Отец Герман впервые предложил Сереже поступить в семинарию. Задумавшись над этим, мой будущий супруг отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где попал на исповедь к прозорливому старцу архимандриту Илье (Рейзмиру). Побеседовав с отцом Ильей, Сергей принял окончательное решение, вернулся на Украину и пошел работать в православный храм города Славянска, чтобы получить там письменное направление от священника для поступления в семинарию. Работал он при храме около полугода. Был учеником чтеца-хориста, пономарем и просто подсобным рабочим – участвовал в строительстве колокольни и трапезной при храме. Всё это время жил в бабушкином доме. Бабушка к тому времени умерла.

2010-11-20_165120

(храм, в котором работал будущий отец Сергий)

Родители восприняли выбор Сергея болезненно. Особенно не понял его отец. Хотя коммунистическая партия в те годы уже никакой роли не играла, но к храмовым служителям Анатолий Григорьевич относился весьма скептически. Прежде всего не верил, что с его сына получится толковый поп, способный прокормить собственную семью и что поп это вообще стоящая «профессия». Позже отцу Сергию удалось родителей хотя бы немного воцерковить и привить им уважение к православной вере.
В 1993 году после неудачной попытки поступления в Киевскую Духовную Семинарию будущий батюшка Сергий сразу же поехал с документами в Одессу, где был взят на второй курс(!) Одесской Духовной Семинарии. Окончил ОДС в 1996 году, уже будучи приходским священником. То есть, проучился в Семинарии на дневном отделении два с половиной года – второй, третий курс и первое полугодие четвертого. Четвертый был со второй половины учебного года практически заочным – Сергей приезжал сдавать экзамены прямо с прихода.
После третьего курса, на 33-ий день знакомства, мы сочетались с Сергеем церковным браком.
Этому браку, или женитьбе, предшествовала одна интересная предыстория.
Учился Сергей в семинарии прилежно и всегда получал хорошие оценки. При этом отличался среди других учеников смиренным нравом, богобоязненностью и старался много молиться. Являясь по характеру настоящим перфекционистом (если что-то делать, то с максимальной отдачей делу и максимально прилежно, чтобы дело было успешным), молодой семинарист планировал посвятить себя целиком и полностью служению Богу. Как раньше он хотел стать десантником, чтобы воевать в горячих точках и приносить пользу земной Родине, так и в духовной войне желал быть всегда на «острие атаки» — стать монахом и всей своей жизнью воевать против духов злобы поднебесных. Но и тут вмешался Промысел Божий!
Прозорливый старец из Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, приснопамятный ныне отец Иона, ненавязчиво дал понять молодому семинаристу, что монашество это не его путь. Тем же летом мы с Сергеем познакомились. Родители старательно искали сыну невесту, но он упорно отказывался жениться – к ужасу родителей настаивал на монашестве. А тут вдруг изменил решение! Радости папы и мамы предела не было. Они были согласны на любую невестку (даже без богатого приданного и «породистой» родословной).
Таким вот поистине чудесным образом в моей судьбе косвенно приняли участие сразу два прозорливых монаха – отец Илья из Троице-Сергиевой Лавры и отец Иона из Свято-Успенского монастыря славного града Одессы! Благодаря им я оказалась замужем за будущим священником. Всё у нас с Сережей сложилось в мгновение ока.
Осенью 1995 года женатый (а рукополагают только женатых) семинарист Сергий был сначала рукоположен во диаконы, а через восемнадцать дней принял священнический сан. Некоторое время молодой батюшка проходил служебную практику при семинарском храме.

2010-11-20_154957

(«...Божественная Благодать...пророчествует тя, Сергия...во диаконы» — 27 сентября 1995 года, диаконская хиротония)

2010-11-20_155534

(Поздравление от друзей)

2010-11-20_160415

(иерей Сергий в кругу своих однокурсников в день их пострижения во чтецы, декабрь 1995 года)

2010-11-20_161411

(получение семинарского аттестата, 28 мая 1996 года, семинарский выпуск)

Затем решил идти служить на приход раньше, чем планировал изначально. Причиной стало моё неприятное положение — я тяготила свою семью тем, что нигде не работала. «Полгода сидела на шее» (по словам моей бабушки). Сережа был категорически против того, чтобы его матушка работала не пойми где и не пойми кем (образования высшего у меня не было). Переживал за мою «целостность и сохранность». Город у нас неспокойный, вечером возвращаться домой одной вообще опасно. Моя же семья настаивала на моем скорейшем выходе на работу…без разницы на какую. Пришлось отцу Сергию «забирать жену» — срочно искать себе место службы. Митрополит Агафангел позволил выбрать приход для служения самостоятельно (по-моему, такое вообще не практикуется!). Сережа был на хорошем счету в семинарии, а пустующих приходов в епархии тогда насчитывалось не мало.
Мой муж добровольно выбрал из двух приходов, на которых немного послужил, приход в сельской местности (а от городского прихода отказался). Искал, где сложнее ситуация, а не легче жизнь. Где нужнее пастырь добрый (наш предшественник шалил с алкогольными напитками, а до него за шесть лет сменилось шесть настоятелей…владыка грозился храм вообще законсервировать). Такой вот он у меня – если не сложно, если не подвиг – ему не интересно. Считает, что направлен служить именно на этот сельский приход самим Святителем Николаем, так как в день памяти этого великого святого (19 декабря 1995 года) предшественник наш, покойный отец Виктор, оказался настолько пьяным, что не смог совершить Божественную Литургию. Народ возмутился тогда окончательно. Группа приходских активистов из трех человек (староста, псаломщица и член приходского совета) направилась в Одессу, чтобы слезно выпросить у Митрополита Агафангела нового батюшку. Решили, что домой без «нормального» батюшки не уедут. Оказался мой супруг, опять же по Промыслу, как говорится «под рукой» — в нужное время и в нужном месте. Владыка направил молодого иерея Сергия в командировку, посмотреть, что да как на этом «скандальном» приходе творится. «Не понравится у вас батюшке, вообще приход закрою!» — грозно сказал владыка просителям нового настоятеля. Но, к сожалению прихожан, наш предшественник вскоре раскаялся, упал на колени перед владыкой и в середине января вернулся на свой приход. Дал ему мудрый владыка еще один шанс, которым он так и не воспользовался…
После командировки отец Сергий был направлен в небольшой город Ананьев. Встретили городские прихожане моего батюшку в Ананьеве так же тепло, как и на сельском приходе. Просили остаться у них… А батюшка всё скучал, всё думал о селе. Очень ему понравились и сами сельские люди – искренние, открытые, и тихая живописная местность, в которой располагались села прихода.
Когда владыка со временем уточнил, где муж хочет служить – отец Сергий окончательно выбрал именно село. К тому времени предшественник наш еще раз ушел в запой… Люди вновь возмутились и возмущение то в очередной раз докатилось до Митрополита Агафангела в Одессу. Просили «вернуть отца Сергия»…Случилось это после праздника Богоявления, в конце января 1996 года. Спросил владыка тогда напрямую — «где служить желаешь?». Тут-то и потребовался от отца Сергия добровольный выбор пастырского жребия.
В середине февраля я тоже прибыла на приход. Так началось наше совместное с батюшкой сельское житие.

2010-11-20_160643

(молодой отец Сергий в гостях на приходе у семинарского одноклассника, таинство Венчания, май 1996 года)

Прослужил мой батюшка на одном месте, в селе, уже полных 18 лет. Тут же стал протоиереем (и пять раз папой!). Если считать со дня той, решающей для нас командировки и быть точной, то пошел девятнадцатый год — в декабре 2014-го исполнится ровно 19 лет пастырского служения в селе. И за всё это время нам ни разу не удалось побывать в полноценном отпуске! У сельских батюшек особенно тяжелый крест служения… Их попросту некому заменить во время отсутствия. Весь сельский приход держится буквально на одном человеке, священнике. Ни храмовая стройка без него не движется, ни одна треба не совершается. Отлучится на месяц абсолютно не реально. Вместе со священником несет служение и вся его семья… Какое уж тут море да пляж детям!
В 2000 году батюшка поступил в Киевскую Духовную Академию. Учился заочно, окончил её в 2004 году. Место служения, как я уже писала выше, осталось прежним. За карьерой отец Сергий никогда не гнался. Академическое образование потребовалось по его словам для усовершенствования навыков пастырского служения. Знания никогда лишними не бывают.

А что будет с нами дальше, один Бог знает…

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *