Дуэлянт (2016) — рецензия

Меня удивляет, что этот фильм не окупился в прокате. При бюджете в 725 миллионов было собрано всего 376 миллионов рублей. Даже участие Columbia Pictures, которая была заказчиком фильма, и съёмки в формате IMAX, по-видимому, не спасли ситуации с прокатом. Ох уж эти зрители! Вечно им чего-то не хватает.

А вот мне всего было достаточно. Уловила себя на мысли, что при просмотре «Дуэлянта» я не ищу какие-либо огрехи режиссера или сценаристов, а просто наслаждаюсь картинкой, сюжетом и актёрской игрой.

С премьеры в сентябре 2016 года прошло достаточно времени. Удалось скачать фильм в хорошем качестве (blu-ray). Поэтому щуриться в попытке рассмотреть все детали костюмов мне не пришлось. Костюмы, кстати, очень красивые у актеров обоих полов. Не знаю, как там дела обстоят с историческим соответствием, но смотрелось всё органично.

Сюжет:

Противостояние между двумя аристократами. Граф Беклемишев типичный подлец и антагонист. Яковлев/Колычев – главный герой истории, пострадавшая от интриг сторона, задавшаяся целью отомстить за всё и благополучно отомстившая.

Граф Беклемишев с новой шестизарядной моделью пистолета

Началось всё пять лет назад со спора в офицерском клубе касательно пользы и необходимости дуэлей. Беклемишев проиграл спор, но решил наказать молодого аристократа другим способом. Подослал своего дружка-офицера изнасиловать мать Колычева. Естественно, Колычев убил насильника — расстрелял на улице из пистолета. После чего Беклемишев обратился в полицейский участок с доносом о совершённом юношей преступлении. Благодаря интригам и лжесвидетельству Колычев был лишён офицерского звания, дворянского титула, наказ палками (шпицрутенами) и сослан на Алеутские острова в качестве рядового. Всё это преподносилось, как великая милость (не казнили, на каторгу не отправили).

Алеутский шаман

На Алеутских островах Колычев с помощью местного шамана оправился от полученных ран, а позже нашёл документы погибшего офицера Яковлева и под его именем вернулся в Петербург.

Яковлев/Колычев

Здесь юноша принялся зарабатывать деньги дуэлями (дрался на них, представляя других аристократов, не желающих рисковать жизнью) в надежде собрать достаточную сумму, чтобы через подкуп чиновника вернуть себе утерянный титул и древнее дворянское имя. Благо шаман заговорил его от смерти – пули не брали Яковлева. Тем более, стрелял он отлично, превратившись в настоящую машину убийств. Да и с заказами не было проблем — всё оперативно решал посредник, немецкий барон.

Вскоре Яковлев выяснил, что работал через посредника на графа Беклемишева, пытающегося чужими руками убрать с дороги своих кредиторов. Дальше было покушение со стороны Беклемишева, тоже малость очумевшего от известия, что дуэли для него проводит старый враг.

Закончилось всё победой добра, имеющего ярко выраженный серый окрас, над таким же серым злом. Оказывается, Беклемишев получил психологическую травму в детстве. На его глазах отец из ревности застрелил мать и с «мудрым» советом «никогда не лишать себя защиты» покончил жизнь самоубийством. Вот Беклемишев и не любил никого в своей жизни – не представал незащищённым ни перед кем, позволяя богатым женщинам любить себя и временами живя за их счёт.

Что понравилось:

Благородный монохром. Картинка везде была сдержанной по цветам, но в то же время достаточно сочной, чтобы подарить эстетическое удовольствие.

Музыкальное сопровождение. Ненавязчивое, но в то же время органичное – такое брутально-роковое, местами героическое. Музыка не отвлекала от происходящего на экране и дарила соответствующий настрой.

Кастинг блистательный! Все актеры справились с поставленной задачей на «отлично». Неожиданно хорош в роли злодея и интригана Владимир Машков (граф Беклемишев). Никогда не видела своего любимого актёра в настолько мрачном амплуа. Даже странно, что он местами вызывал отвращение. Значит, сыграно великолепно, если уж сам Машков продуцировал у меня желание съездить ему по наглой физии!

Яковлев — добро с пистолетом :-)

Пётр Фёдоров – главный борец со злодеями, получает законные аплодисменты. Во многом образ Яковлева/Колычева созвучен с графом Монте-Кристо. Такой же таинственный молодой человек с несчастливой судьбой. Ну, разве что, без миллионов в кармане. Зато как стреляет! Блеск. Особенно хороша сцена с показным выступлением по стрельбе, где он рикошетящей пулей сбивает у себя стакан с головы. Не знаю, насколько это реально, но смотрелось впечатляюще.

Сюжет. Он похож на русскую классику – Достоевского, рассказы Пушкина. Говорят, история основана на биографии Фёдора Толстого, русского аристократа первой половины XIX века. У него точно так, как у Яковлева, тело было покрыто татуировками.

Понравилось, как преподносилась история. Постепенно раскрывались секреты, тайны и прошлое главных героев. Были уместны все отступления в повествовании, раскрывающие предысторию. Они удачно дополняли основную сюжетную линию.

Мрачный, вечно дождливый и грязный Петербург тоже хорош. Он, конечно, не понравится коренным жителям этого города. Но на мой скромный взгляд, такие специфические городские пейзажи помогали фильму стать похожим на литературную классику.

Кровавые и жестокие сцены, которые будоражили воображение и местами заставляли волосы шевелиться на затылке, но при этом не вызывали отвращения. Всё строго дозировано как на весах! Допрос немецкого барона с вырыванием зубов, стоящих целое состояние (шутка ли, это почти современные зубные протезы со штифтами!), наказание шпицрутенами, операция по извлечению пули и зашивание артерии у главного героя, мерзкая сцена мародёрства, когда у Яковлева солдаты пытались отобрать материнский портрет – всё шокировало, но не отталкивало.

Раскрытие темы «профессиональных» дуэлей и бретёрства как такового. Хорошо прорисовано безумное стремление убивать других ради призрачных понятий чести или, что ещё хуже, великосветских интриг. Там, где можно было извиниться прилюдно, дворяне беспощадно убивали друг друга на дуэлях! Отвратительная традиция. Конечно, есть случаи, когда оскорбление можно и нужно смыть кровью. Но в фильме таких дуэлей не было, не считая последней между Яковлевым и Беклемишевым.

Слуга Колычевых (Юрий Кузнецов) неожиданно удивил чуткостью и тонким пониманием происходящего. Он весь фильм молча жалел молодого барина, то и дело, осеняя его крестным знамением. Я уж было решила – немой. И тут он заговорил в финале! Лучше даже дворянин не скажет. После такого вразумления и моральной поддержки со стороны верного слуги Яковлев, он же Колычев, воспрянул духом, собрался и отомстил.

Князь Тучков — идеальный дворянин

Князь Тучков (Павел Табаков) – прекрасный образчик рафинированного дворянина, обладающий врождённым благородством и одновременно не умеющий защитить себя и свои идеалы от негодяев. Наверное, такими должны быть аристократы – честными, вежливыми, великодушными, чистыми душой и телом. Но, увы, это всего лишь утопия. Такие князья долго не живут, что и продемонстрировал фильм.

Что вызывает сомнения:

Моральная грязь. Это многим не понравилось. Некоторые критики назвали фильм русофобским именно из-за показанных великосветских интриг. Действительно, красивого мало.

Беклемишев и великая княгиня — неслужебный роман

У великой княгини Александры Иосифовны (Франциска Петри) бурный роман с графом Беклемишевым, заказчиком дуэлей и, по сути, убийцей. Повсюду царят аристократы-авантюристы, не ценящие чужую жизнь и готовые убить лишь за один косой взгляд. А ещё это вычурно-извращенное понятие дворянская честь, которое давным-давно потеряло своё первоначальное значение!

Но меня вся эта моральная гниль мало смутила. Ведь я в своё время перечитала романы Дюма и «Парижские тайны» Эжена Сю, а также небезызвестный цикл «Анжелика». Особого уважения высший европейский свет у меня никогда не вызывал. Но вот на вопрос о моральных устоях русской знати я не могу ответить так же однозначно. Сдаётся мне, режиссёр перегнул палку с мрачными красками. Не могло всё быть настолько плохо! Впрочем, было бы хорошо, не пришла бы к нам в гости революция 1917 года… Так что, Алексей Мизгирёв скорее прав, чем ошибается в своём видении «петербургских тайн».

Всё как всегда! Красавицу желало чудовище...

... а получил главный герой, который на стороне Света! :-)

Сцена в повозке. Она совсем не из XIX века! Княжна Марфа Тучкова готова отдаться Яковлеву в повозке с… прозрачными стёклами. То есть, сцену с обнажёнными девичьими прелестями могут увидеть прохожие и проезжающие мимо люди. Это единственный момент в фильме, который вызвал моё неодобрение. И не потому, что я борец за целомудрие и девичью честь. По логике сюжета Яковлев заслужил свою «награду». И я за то, чтобы она была получена. Просто эту награду пытались вручить как-то в стиле 2000-х годов. Что за дешёвое ню с соплями и воздыханиями в стиле французских будуаров?! Вы же на улице православного Петербурга, господа! Так делать здесь не принято. Так себя добропорядочные девственницы и благородные рыцари не ведут!

А вот романтическая сцена в доме смотрелась вполне органично, естественно и приятно. Не было никаких ляпов и ненужных извращений. Здесь ставлю плюс сценарию и работе оператора.

Итог:

Фильм к просмотру однозначно рекомендую. У Алексея Мизгирёва получилось качественное кино, которое заинтересует всех любителей блокбастеров, а также приключенческих и исторических фильмов.

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *