О духе

Дух — то слово и то понятие, которое люди постоянно путают со словом «душа». Точно так, как часто смешиваются в речи слова «храм» — «церковь», смешиваются и понятия «дух» — «душа».

На первый взгляд, содержание слов одинаковое, что «душа», что «дух» — понятия, субстанции из нематериального мира. Но, тем не менее, разница между ними огромная. Душа это признак, нематериальная принадлежность(в целом) живого существа. Что я имею в виду? А то, что и животные, и пресмыкающиеся, и земноводные, и рыбы, и птицы — все имеют душу. В Библии есть такое интересное словосочетание, как «душа живая». То есть «душа» это что-то вроде самой жизни в живых существах. С «духом» дела обстоят сложнее. Лишь при упоминании человека говорится, что Бог «вдохнул в лицо его дыхание жизни». Казалось бы, одно и то же? Что животные, что человек были живыми. Душа и дух якобы равноценные понятия. Но! Есть в Библии и другие подсказки, позволяющие сделать твердый вывод, что «дух» и «душа» все же разные «субстанции». О крови животных говорится, что в них находится душа животного. Поэтому евреи не употребляли кровь в пищу, а сливали её. Никакой кровяной колбасы и бифштексов с кровью! И ни слова о духе животных! А упоминая о людях,  Библия часто говорит не только об их душе, но и о духе — они (в основном пророки) предвидят духом. Умершие тоже являются в виде духов. От тела при смерти отходят как душа — жизнь, так и дух – искра высшей Энергии. Дух это как личность, интеллект – суть всего человека. А душа его оболочка, более грубая – «тело» духа.

В псалме 50, например, царь Давид — пророк израильский, напрямую пишет: «Сердце чисто созижди(построй, восстанови) во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». То есть, дух человеческий это некая высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. И этот человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. Поэтому мудрый царь и просит возобновить «правый дух», то есть благодатный (праведный) внутри себя! Он знает, что дух человеческий ближе всего к Богу. Дух способен принять благодать свыше и очиститься от греха. А псалом 50 — пронзительный по своей силе и трогательный по содержанию, написан Давидом именно после совершения им ужасного греха, настоящей подлости по человеческим меркам  — царь взял себе в жены жену своего военачальника, а его послал в тяжелый бой (специально!), где тот погиб. Осознав всю тяжесть поступка, пророк взмолился перед Богом, прося очистить его дух прежде всего другого. По-видимому, именно через дух он  получал дар пророчества! А согрешив, утратил эту способность… Благодать отступила, оставив пророка наедине с самим собой.

Святые отцы точно так же разделяют «дух» и «душу».

«В каждом человеке есть дух — высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)
«Существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога» (св. Игнатий Брянчанинов)

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом.

Подтверждают его мысль и другие источники:

«Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *