О «Гостье из будущего» и Третьей Мировой войне

Мой дражайший супруг на дух не переносит фантастику... Фактически всю фантастику, кроме любимого фильма нашего детства – «Гостьи из будущего». Уж не знаю, как он нашёл эту статью на Самиздате. Но, как только нашёл, впечатлился содержанием и сразу же дал ссылку мне. «Почитай!» — сказано было с такой многозначительной интонацией, что я тоже впечатлилась и начала читать.

Почитала я, значит, почитала и возникли  у меня контраргументы прямиком адресованные к мнению автора статьи. Всё-таки фантастики я читала и смотрела гораздо больше мужа. Есть с чем сравнивать. Тем более, столь вольное толкование «Гостьи из будущего» лично меня смущает. Уважаемый рецензент взял на себя роль создателей фильма и за них додумал то, что они быстрее всего вовсе не имели в виду. Так бывает. Автору расскажут всё, что он думал и подразумевал, даже если он этого и не думал, и не подразумевал!

Моё мнение о статье? Она явно рассчитана на любителей  искать подтекст везде, где только можно. На поклонников  альтернативной реальности, теории заговоров, вариаций на тему грядущего апокалипсиса и прочего, страшного и достоверно нам неизвестного. Совет автору, бесплатный – смело пиши фанфик! Самое оно будет. Все свои идеи воплотишь и… фильм благополучно-развёрнуто исказишь. Только один вопрос – а нужно ли? Так сделал в своё время (не столь давно) Дж. Абрамс, перевравший целую вселенную Звёздного пути на своё усмотрение. Тоже красочный фанфик получился. К бурному возмущению фанатов старой версии.

Это было вступление. Приступаю к контраргументам.  Для начала копирую статью Налбандяна Карена Эдуардовича «Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими (10 лет спустя)», чтобы не быть голословной, разглагольствуя на заданную мне мужем тему.

Свои комментарии вставляю здесь же, но другим цветом. Они немного (или много!) эмоциональны. Не было желания занудствовать в анализе 🙂

 

Аннотация:
Мир «Гостьи из будущего» — мир после Третьей мировой войны. Первый вариант этого текста я написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас хочу вернуться к нему, появилось много новых мыслей.

Небольшое замечание: в статье анализируется фильм «Гостья из будущего», а не книга Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд.

 

Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему? Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос — мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.

Это было вполне оправданное «враньё», исходящее  из философии фантастов всех времён и народов. «Будущее находится в движении». Его нельзя рассказывать в прошлом, иначе малейшее знание и последующее за ним изменение хода истории разрушит это самое будущее.

Как вариант, Алиса ничего не знала о судьбе одноклассников. Ну не прославились они в истории и всё тут! Пришлось врать, чтобы не обмануть надежды, не обидеть любопытствующих.

И еще вариант – Алиса из параллельной вселенной. Всё, вроде бы как у нас, да не всё так точно. Впрочем, последнее не имеет никакого подтверждения в фильме. То есть, притянуто за уши.

Представьте себя в 1912-ом — закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что ближайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего — лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам — такому умному, интеллигентному, по Высоцкому — которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?

Рекомендую сказать правду, если вы честный, «умный, интеллигентный» человек. Разве вас, в вашем светлом будущем, учили нагло врать?

Прекрасная почва для писательских соплей и трагедий! Героя либо убьют, либо посадят…

Это так, просто мысли вслух. К обсуждаемому фильму отношения не имеющие.

Мы прошли четверть пути — и мы по уши в грязи, и выхода не видно — могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? — а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

Стоило ли рассказывать Коле Герасимову — что он-то никогда больше не увидит Будущего — потому что погибнет в 90х — и так, что об этом даже и писать не захотят.

Скорее Коленька был серостью… Не оставил следов в истории.

И это только начало.

Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.

Я утверждаю, что мир Алисы — это мир после Третьей Мировой Войны.

Вспомним для начала саму Алису. Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.

Ой, ли! А разве не допускается, что в будущем сделали ни одно выдающееся открытие в медицине и фармакологии? (Нет же! Нам только войну, как двигатель прогресса подавай). Не работает там больше «обычная медицина». Может, там генная инженерия вовсю развилась, а? И безо всякой Третьей Мировой Войны. Должны же ученые «зарабатывать на свой кусок хлеба с маслом»?А еще можно допустить знакомство с инопланетными технологиями… Есть же в фильме инопланетяне-пираты? Значит, есть и учёные-инопланетяне, дипломаты-инопланетяне и т.д. Культурный обмен, так сказать, в медицине. Вот вам и потрясающие возможности Гостьи из будущего.

Всё при желании объяснятся не только войной!

И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего — в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность — форма и т. д. — шелуха — главное — цель... Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа? Но — 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!

Это ни о чём не говорит. Кроме как о здоровье нации и совершенствовании физических возможностей (спровоцированной медициной эволюции людей). Спецназ вам тут мерещится! Это дети у них такие пошли, акселераты  будущего. Выносливые, способные к обучению. Возможно, живут дольше?

Хорошо развивалось и оружие — что в мирное время вряд ли возможно. Бластер...

(Между прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия — где убедительно доказывалось, что бластер — это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины — державшее разряд. Да и парализующее излучение.

Оружие всегда было любимой игрушкой людей. В любые времена. Не было б войны, его изобретали бы и совершенствовали из «любви к искусству», или «на всякий случай». Историческая память обязывает. Всегда убивали и чаще оружием. И потом. Вдруг инопланетяне нападут? Какой-нибудь Галактический Пиратский Союз. В самый раз их бластерами сдерживать. Силен тот, кто вооружён и готов отстоять свои идеи силой. Разве нет?

А еще мне совершенно не понятно, чем так смущает «защитное поле Полины»?! Человек путешествует по разным временам? Путешествует! Разве в прошлом нет опасности для жизни? Очень разумно вооружить самих ученых, а не посылать вместе с ними «амбалов от космического спецназа». Спецназ здесь совершенно обременителен для учёных. Солдафоны, как слоны в посудной лавке. Ничего не смыслят в раритетах и исторических ценностях… Обучить-то их можно, но нужно ли? Лишний ресурс.

И потом. Сколько отчетов не нужных о миссиях писать! Спецназ своим командирам, ученые своим. Кошмар! Бюрократия.

Есть защитные поля и парализующие излучатели. Всё прекрасно. И войной уж точно никак не порождено. Скорее разумным подходом и бережным отношением к жизни сотрудников.

Флип — с антигравитационным движителем — это сейчас он ФЛиП — ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ — ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения — широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный подголовник — защищать шею при перегрузках.

Тьфу ты! Опять «кино и немцы»… «Широкий обзор» еще удобен для…собственно обзора достопримечательностей! А «высоченный подголовник» понадобится при…возможной аварии. Мир будущего это же еще и мир максимальной безопасности, по идее? Максимально предусмотрено всяческое «если», каким бы ничтожно малым не был процент осуществления этого самого «если». «Знал бы – соломки подстелил» — вот из этой «оперы» всё.

Лично у меня,  в моей будущей трилогии фантастической, летающий пассажирский транспорт исключительно с «высоченными подголовниками». И ни о каких военных действиях речь не идёт! Просто так…сидеть удобнее. Я так хотела бы сидеть в машине будущего! Вот и весь «секрет».

Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество — и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика — держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера — помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик — готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека...

Нет, общество было рационалистическим — потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату — списанному боевому киборгу двухтысячных...

Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века — это сюжет какого фильма?).

Кхм… Первое правило роботехники – не позволяй своему роботу УБИВАТЬ людей. Робот Вертер это изначально помощник, послушный людям помощник. Терминатор произведение нечеловеческого разума,  компьютерной программы – Скайнет. Поэтому Терминатор убивает, а робот Вертер не убивает людей (и пиратов, на людей тоже похожих). Вертера делали добрые дяденьки инженеры из мира Алисы Селезнёвой. А то, что он старенький и всё еще работает, так это как раз и рациональный подход – пусть заметает, зачем на переплавку. И с эрудированностью у него туговато – точно старик, поизносился. Жалко старика на свалку. Это же любимый робот директора Института Времени (почему нет?)! А может, любимый робот Полины?

«Выдерживает попадания космического бластера». Так это же робот! Камень должен крошиться, а скелет робота нет. Робот должен быть очень надежным и работать хотя бы 100 лет, ни меньше. Наверняка, сплав особый, наверняка вся «начинка» глубоко упрятана под защиту этого сплава, не подверженного воздействию обыкновенного бластера. Сверху псевдо-плоть, позволяющая выглядеть по-человечески и не пугать собой детишек. Для чего так прочно? А это ГОСТ такой. Не могут советские люди делать некачественных, хрупких роботов!  И чего сразу про войну вспоминать?

У нас дома стоит старый советский вентилятор. Так у него лопасти, как турбины у самолёта! Не сломаешь просто так. Наверное тоже чтобы ядерную войну перенести сделан? 🙂 Или исключительно для военных действий? Бахнешь им вражину по голове — минус один у противника! 🙂 А шумит-то как! Куда там Вертеру с его хромотой и заторможенностью до этого вентиляторного кошмара!

Кстати, внешность Вертера — никаких ассоциаций? Это так сказать «белокурая бестия» — старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных — на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности...

Бедный-бедный робот Вертер! Почему же тебя вдруг подозревают в том, что ты был военным, читай  убийцей?!
И главный вопрос: если Вертер — военный робот, солдат... то ГДЕ все остальные роботы??? Он единственный в своём роде, что ли? 

А еще — попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно.

Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

Да Бог с вами! Это не «пароидальная подозрительность», это банальное любопытство тинейджеров! Я в таком возрасте сама везде нос совала…Да еще ж и век космических полётов наступил. Привыкли на инопланетян глазеть и выискивать у них «причуды».

Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны — одна из наблюдателей, с другой — именно ее (прошу обратить внимание — безо всякой подстраховки — в лице долбаков из спецназа) — посылают ловить пиратов.

Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой — так это вряд ли — слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.

(Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера — где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод — не сдавать «и погубить Полину» — кажется так? ).

Возражение — Полина — специалист по XX веку. Возможно. Но — обратите внимание — за пиратами она прибыла в одежде XXI века — не маскируясь. То есть — точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов (фи! Тоже мне головорезы!) — простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу — допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.

Или поручить освобождение линкора «Миссури» простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек — и не был он до того — ну кем там был Стивен Сигал — спецназовцем что ли.

Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть «тактической единицей самому по себе» — вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.

И конечно же, связи в будущем не предусмотрено? И вертикали власти тоже? Ну никак Полина не могла согласовать свои действия с начальством! Никак. По временам туда-сюда прыгать это запросто (что, тоже самовольно?!), а вот согласовать задержание пиратов – ну, никак! О том, что учёные могли быть снабжены средствами защиты и оружием по причине опасности их исследований я писала. К тому же, могли они и с пиратами, или другими инопланетянами, не один раз до этого уже встречаться. Были уже всякие эксцессы неприятные. Полина «калач тёртый». Потому «партия» и доверила.

И не только Полина.

Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы «Они превратились в вас»: «Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве — у Селезнёва миелофон — миелофон у Алисы». Анализ — а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.

А  «старый маразматик» в прошлом был тоже сотрудником Института Времени, или подобной организации. Нет? А почему нет? И он в курсе, что дети достаточно смелые (смелость же от осознания собственной значимости  как полноценного члена общества случается…или от безрассудства молодости), достаточно развитые и физически, и умственно (потому что эволюция человека, как вида).

Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. (Люди! Да у них там наверное нет милиции!!! И преступности тоже!)То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии — реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не «Альфа» — десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата.(Два трусливых, я бы сказала, космических бродяги и жулика)

А у Крыса — никаких сомнений: «Всё, Весельчак». Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени. На самом деле это категория фильма 6+ Нельзя детей убивать 🙂

Детки смелые потому, что…глупые. Уверены в собственной безопасности.  А в будущем, у Алисы, преступности помимо «залётных пиратов» нет (наверняка!) Она тоже не отговаривает друзей из прошлого от поимки пиратов.

Потому все и «прут на рожон». Как игра, или смелое приключение у них. Догнать пиратов. Опасности не осознают!  Да и друга спасать надо. Сам помирай, а друга выручай ©
Но если Алиса не боится, потому что «у неё подготовка» спецназовца (как уверяет автор), то детки из прошлого почему тоже не боятся? За компанию? Или все дураки? Не-а! Игра у них, игра в смелых пионеров.

А пираты знают, что по головке за убийство детей на любой планете (не только на Земле) не погладят. И как справедливо замечено автором, по детям палить из бластеров в будущем не принято. А чего вы хотите? Всеобщий гуманизм. Права детей в квадрате, не то что у нас, сегодня.

Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам — но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.

Так Полина вооружена и опасна! К тому же, она не ребёнок. И она пришла арестовывать. Сама об этом и провозгласила, чем напугала пиратов до умопомрачения. Забыли они бедные, что силовое защитное поле залпы бластера поглощает! Странно, если этого не знали…Не знали бы, не смогли б просуществовать в своём пиратском качестве и года.

Маленькая особенность таких милитаризованных обществ — очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно — на детей. Проще говоря, заваленный оперативник — это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку — не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с применением принципа коллективной ответственности.

Сейчас тоже очень нервное отношение к атакам на мирное население… но больше на словах, чем на деле. А общество милитаризированное? Это еще смотря как посмотреть.

Правда автор тут самому себе противоречит. Если дети это спецназ будущего, то почему пираты не уничтожают такого опасного противника по одному, до того как были загнаны в угол? «Беззащитное дитя» и «подготовленный солдат» это разные вещи, как мне кажется. И плевать тогда на правила! Спастись нужно любой ценой. И миелофон утащить!

Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в «Краткое содержание предыдущих серий» последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.

Дальше — Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович — лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле — что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.

Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия — отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними — может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы — оба обречены.

Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?

Происходит трансформация: только что ты — специалист-биолог — а в следующий момент — простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.

Вот уж поистине обывательское мнение! Слова «патриотизм, храбрость, самоотверженность» автору ничего не говорят? И сейчас полно тех, кто «грудью на амбразуру» ляжет. А в таком высокоразвитом обществе и подавно должны воспитывать не «трусливых, тупых потребителей всяческих благ цивилизации», а ответственных и неравнодушных граждан! Воин это же не значит, что ты военный, солдат. Это внутреннее состояние, когда «не наплевать на ближнего и страну». Как-то так... И вкладывается это всё с раннего детства.

В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим — техника коммандо.

Или советский юмор. Я бы тоже пряталась за веточками просто потому…что много видела в своей жизни американских боевиков и ни мало читала детективов!

Следующий — робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции. Его не рассуждать, а помогать создали.

А последний — Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя — а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать — вот и всё, чем можешь быть полезен.

Но Колю-то как раз труднее всего заподозрить в причастности к «милитаризированному обществу» и его идеям. Пожертвовал собой ради дружбы и высокой идеи – помочь людям из будущего.

В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компететному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса — раскалывает напрочь.

«Холодно, жёстко…» У вас бы украли столь ценную вещь! Вы бы, небось, вообще по мордасам за неё съездили. Тем более, ищут научное изобретение, достояние государства. И Алиса хорошо отдает себе в этом отчет! Патриотизм с перемещением во времени не исчезает, ага.

Как вариант, папа даст по мягкому месту, когда узнает что доча прибор прошляпила! 🙂

Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: «А почему именно мы?»

Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один — спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй — в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.

И — Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?

В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать.

Нигде не сказано, что ученые из Института Времени не летали ещё и для «общих исследований»  так сказать, а не только в «спасательные миссии». Нам не показали, что Полина что-то спасла! То есть, перенесла из 1984 в будущее. Остальное – домыслы автора статьи.

Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах — пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего — во времена войн и после.

Угу. А еще пиратов вводили, как антагонистов. Для наибольшей героизации главных действующих лиц истории.

И кстати — помните космопорт? Когда-то он поражал — как сказка. А вот посмотрел в последний раз — маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти — и в космопорту, и в Институте времени — так и подразумеваются герметичные перегородки — отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы — столицы сверхдержавы? (Чего сразу сверхдержава? Вполне возможно, одна из нескольких крупных держав на Земле, равных по развитию!) И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще — зеленый город — не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект «Зеленная лужайка» — на месте ЧАЭС?

Космопорт, как космопорт. В духе минимализма. Наверное, запасной? Вроде бы, нигде не сказано что космопорт один в Москве?

Зелёный город это скорее плюс. Во всем мире сейчас борются за озеленение городов. Всё ради чистого воздуха. При чем тут ЧАЭС?

Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас — вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм — всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом — после атомной бомбардировки 20... года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины...

Это не «репринт» после атомной бомбардировки! Это светлое коммунистическое будущее, где ездят на отечественных машинах потому что они качественные (не древние, а именно надёжные и качественные! (как же иначе?))) И звёзды на Кремле не отодрали по той же причине. Коммунизм победил!

А скромненько всё, потому что все деньги ушли на развитие науки, на полеты в космос, на создание машины времени. Это НЕ цивилизация потребления! Это цивилизация научного прогресса и великих научных открытий.

Словом, мир этот очень непростой. И — пройдя весь путь XXI века — трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.

Так вот вам и ответ — что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: «Вечер... Такой, как у нас...». Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века — оказывается этот мир был не чёрно-белым.

Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.

Снисходительное отношение... «Он не помнит ни чинов и не имён». А еще жалость там была.

 А может, воспитанное отношение?)) Малоэмоциональность насаждена воспитанием? Или примером поведения инопланетных друзей? А может, это ТОЛЕРАНТНОСТЬ, а?)) Гостям галдеть, возмущаться, на что-то рассчитывать и что-то требовать НЕ вежливо и не красиво. Мир и люди воспринимаются такими, какие они есть. Без осуждения и анализа. Тем более, это чужое время.

Алисе было жаль расставаться с новыми друзьями. Вот, что в её глазах! Грусть от расставания. До этого присутствовало живое любопытство исследователя – что, как, почему -  здесь, у нас, творится.


Постскриптум:

«Гостья из будущего»  с чувствительным намёком на патриотическое воспитание – быть «одним за всех и всем за одного» похвально, смелость рулит, смекалка тоже в почёте, коммунизм это хорошо и навсегда, ученые – многофункциональные красавцы и красавицы – пример для подражания, дети должны быть ответственными и зрелыми в суждениях, как пионеры – так завещал дедушка Ленин. Юмор зачастую взрослый, детям «на вырост» рассчитанный. В этом вся изюминка «Гостьи из будущего». Причина её привлекательности и для детей, и для взрослых.

Вот  так всё выглядит лично для меня.

Мои дети увидят уже лишь одни приключения и забавные диалоги. Коммунистический подтекст от них благополучно ускользнёт.

Ну а кто-то, как уважаемый автор статьи, сочинит себе постапокалиптику… Так случается, если реалист берётся толковать фантастику, руководствуясь исключительно своими реалистичными взглядами вместо того, чтобы расширить (или сузить – кому как) угол зрения, затачивая его именно под фантастику. Где многое необъяснимо вообще!  «Так автор пожелал» и точка.

Инопланетные технологии, генетическая селекция, мутации, показной героизм, обязательно крутое оружие, главные герои (часто герои-одиночки) личности с большой буквы, способные на большой и смелый поступок, очень необычные дети, очень странные взрослые  – вот из чего сотканы воображаемые миры, в которых хоть как-то задета тема космоса и космических путешествий. А в «Гостье из будущего» она задета.

К тому же, рассчитан фильм прежде всего на детскую аудиторию. Детям интересно «примерить» на себя образ взрослых. Поэтому Алиса у нас «большая и взрослая». Так интереснее. Как Алиса в зазеркалье у Кэрролла Льюиса. Точно такая же взрослость и смелость во всём! И спецназовскую подготовку девочка из сказки явно не проходила 🙂

Впрочем, не удивительно, что Селезнёва взрослая. Папа вечно по космическим командировкам летает, мама не пойми где. За девочкой приглядывает  ученая дама Полина, которая умеет самостоятельно водить космический аппарат (разве такую пираты испугают?)  – это книжные рассказы об Алисе Селезнёвой. Всё встаёт на свои места, если их вспомнить. Хотя фильм и не по книжной истории снят, но от общей информации об Алисе и её семье, всё же отталкивались. Как иначе?

 

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *