О первом Соборе

Смотрю, у меня уже входит в привычку писать длинные статьи на серьезные темы. Всё меньше в блоге появляется повседневных новостей — больше размышлений и заметок на практически философские и мировоззренческие темы. Вот и сегодня не отступаю от новых принципов. Буду писать о первом Вселенском Соборе. Тем более, минувшее воскресенье было днем памяти святых отцов этого собора. Чем же знаменит первый Вселенский Собор?

Как известно из истории, за первых три века от Рождества Христова христианская Церковь пережила гонения от десяти Римских императоров. Когда же Константин Великий даровал свободу вероисповедания, христианство очень быстро стало распространяться, становясь государственной религией. Почувствовав эту свободу, христиане несколько «расслабились». В отсутствие «борьбы за выживание» стали зарождаться различные ереси — сами верующие перестали блюсти веру настолько же трепетно и внимательно, как в первые века христианства.


В начале 4 века в Константинополе жил священник Арий. Настоящий интеллектуал своего времени – философ и богослов. Но его ум сыграл над ним злую шутку! Возомнив себя более просвещенным, чем «простые рыбаки» Апостолы – он додумался до того, что Христос якобы не Сын Божий, а всего лишь творение Божие. Обладая прекрасным даром убеждения, Арий призвал к своему учению ни мало христиан, включая епископов, чем привлек внимание всей Церкви в целом. В 325 году был созван Вселенский Собор в городе Никеи (ныне Изник, Турция). Примечательно, что созван он был по инициативе Константина Великого (вероятно смущенного ересью Ария).  В Никею съехались представители христиан (священники, епископы, миряне) со всего тогдашнего христианского мира. В том числе философы, и богословы. Известно, что на Соборе присутствовал Николай епископ Мир Ликийских, почитаемый сейчас святой – великий чудотворец и покровитель моряков. Всего в Соборе участвовало 318 епископов, среди которых так же были: Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона.
Изучив ересь Ария и осудив её, Собор(длившийся два месяца!) принял Символ Веры – «Верую во Единого Бога…» (его первые семь членов), в котором подтвердил Божество Иисуса Христа. Арий обещал прилюдно раскаяться в своей ереси, так как потерпел полное поражение своего лже-богословского учения в спорах с другими богословами Церкви.  Последователи Ария отступили от него, убедившись в его неправоте.
Любопытно, что святой Николай Мир Ликийский на самом Соборе, в присутствии всего собрания, ударил Ария за богохульство по щеке, не в состоянии терпеть его клевету на Христа! И после этого его хотели судить, но обсудив случившееся, единогласно пришли к выводу, что святитель Николай абсолютно прав. Учение Ария ужасное безумие и клевета на Бога.
Выполняя данное обещание, Арий шел на центральную площадь Константинополя с целью принести публичное покаяние перед народом. А присутствовали там и иногородние, приехавшие на Собор. Вероятно, внутренне он был крайне возмущен своим проигрышем. Он ведь считал себя гениальным философом и богословом! А возможно,  Арий решил и дальше продолжить втайне насаждение своей новой веры? Кто знает… Но известно, что не дойдя до площади Арий внезапно умер. У него вдруг «расселась утроба» (лопнул живот) и выпали все внутренности. Так, перед глазами пораженного народа, он в страшных мучениях скончался. Похожим образом погиб и Иуда Искариот – при повешении на дереве у него выпали внутренности… Аналогии были настолько очевидны, что произошедшее всеми было отнесено к наказанию Божьему за богохульство!
*На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
*Ересь Арианства была возрождена «свидетелями Иеговы»… Их «миссионеры» активно и агрессивно насаждают эту ересь на территории СНГ, получая щедрое финансирование из США, а также специальную литературу.
*В книге Деяний описано первое собрание христиан, включая Апостолов (что-то наподобие собора), где окончательное, финальное решение всего собрания начинается замечательными словами: «Изволися Духу Святому и нам…» (глава 15, стих 28)
То есть, когда на Соборе принимаются решения, согласные со Священным Писанием и Преданием Церкви и каноническими правилами Вселенской Церкви, то ошибки быть не может, ибо этого не допустит Святой Дух.
Об этом свидетельствуют и древние Апостольские каноны из «Книги Правил». Тридцать четвертое из Правил Святых Апостолов гласит:
«Епископам всякого народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити(не делать) без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех (то есть без соборного решения). Ибо тако (так) будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *