2016-05-02_005520Таинство. Звучит возвышенно, не правда ли? Но есть у этого слова и отрицательный, приземленный, для меня оттенок. Например, словосочетание «таинство магии» режет мне и слух, и глаза – я воспринимаю его…как насмешку, или скорее как пустой звук. Почему? Для меня таинство это совсем другое!

Таинство — священное действие, через которое подаются благодатные дары Святого Духа, которое совершается священнослужителем по установленному чину. В православной Церкви таких Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.
Это главное для меня значение слова «таинство».
Также я воспринимаю положительно возвышенные формулировки, применяемые в литературе – «таинство любви», «таинство науки» и т. п. Звучат они очень красиво, хотя и несколько высокопарно. Но на то она и литература, чтобы блистать словесным хитросплетением и красоваться образностью выражений!

  • · Мы знаем, что таинства как религиозные священнодействия существуют не только у христиан, но и у язычников. Однако православные Таинства отличаются от языческих принципиальнейшим образом. И это — не смотря на то, что в языческих, нехристианских религиях мы можем обнаружить какие-то обряды, обычаи, которые своей внешней формой удивительно похожи на наши православные Таинства. В советское атеистическое время, в эпоху воинствующего безбожия, ученые-религиоведы очень любили отыскивать языческие корни православных Таинств, утверждая, что одни свои Таинства христиане украли у древних египтян, другие — у последователей культа Митры, третьи — у кого-то еще. Действительно, внешне здесь можно обнаружить определенное сходство в обрядах, в порядке совершения священнодействий, однако, духовный смысл у Таинств христианских и таинств языческих совершенно противоположный.
  • · Откуда берется этот термин «мюстерион», «таинство» — в христианской богословской традиции? До пришествия Христа в Ветхом Завете «мюстерион», понятие «таинство», первоначально обозначало всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Этим словом так же именуется, уже в Новозаветной традиции, Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого. В 1 послании к Тимофею говорится: «И, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Здесь говорится об истории нашего Спасения, о событии пришествия в мир Христа: все вместе это названо «великая благочестия тайна». Заметим, что в греческом оригинале Новозаветного текста здесь как раз и использовано слово «мюстереон» — «тайна», «таинство».
  • · В современной богословской традиции под Таинством понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого благодать Божия сообщается нам через видимое посредство предметов окружающего нас мира, преображая человека, обновляя его природу и его личность. Это понимание оказывается наиболее близко к нашему с вами пониманию церковных Таинств. С помощью Таинств мы, как личности, становимся членами Тела Церковного. Таинства лежат в этом смысле в основании нашей христианской жизни. С Таинств — с Крещения и Миропомазания — начинается отсчет нашего христианского бытия, и без постоянного, регулярного участия в Таинствах мы христианами оставаться, считаться не можем. В Таинствах осуществляется та великая цель, которую провозглашает нам преподобный Серафим Саровский. Он говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.
  • · Мы знаем, что все Таинства Церкви, хотя и совершаются невидимой, независящей ни от чего материального, земного, Божественной благодатью, обязательно имеют свою земную составляющую: это та видимая форма, в которую облекаются Таинства. Для того, чтобы совершить Таинства нужны определенные вещества: для Крещения — вода, для Елеосвящения — елей и вино, для Миропомазания — миро и так далее… Эта земная форма также реализуется в необходимости соблюдать определенное чинопоследование, в используемых в храмах священных предметах, облачениях священнослужителей.
  • · Зачем же нам нужны все эти обрядовые сложности? За них Православную Церковь издавна упрекают протестанты. Они говорят: зачем вам нужен весь этот формализм, если Дух Божий дышит, где хочет? Они напоминают нам, что при совершении Тайной Вечери Спасителю были необходимы лишь хлеб и вино; зачем же вам все эти епитрахили, алтарные завесы, открытие и закрытие царских врат? Что на это можно ответить? Наше богослужение символично, оно состоит из символических действий. Что же означает это понятие — «символ»? Сегодня зачастую в житейском обиходе в это понятие вкладывают какой-то ущербный, уничижительный смысл. Я сегодня позавтракал «чисто символически», то есть остался голодным. Мне платят «символическую» зарплату. Примерно в этом же смысле понимают значение символа и протестанты. Символически — для них означает условно, «понарошку». Но в православной традиции понятие «символ» воспринимается совсем иначе, гораздо глубже и серьезней. Понятие «христианского символа» означает в богословии живую, действенную и подлинную связь между двумя реальностями — Божественной и человеческой.

(Все цитаты отсюда: Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: Православные Таинства. Понятия «языческого магизма» и «христианского символа», Малков П. Ю.)

 

Другие записи в этой рубрике:

✔ История сёл прихода — село Березовка
«Труды  Комитета Подольской епархии», 1901 год. Исторические, статистические и археологические сведения, небольшие описания всех приходов ...
✔ Любовь к себе
Утверждая, что вы не любите сами себя — вы лжете, или же глубоко заблуждаетесь. Каждый ...
✔ Христос Анести!
✔ О Завете
Конечно же, хочу рассмотреть возвышенный вариант этого слова – завет между Богом и человеком, описанный ...
✔ Верю — не верю?
Бытует мнение среди обывателей, что религия это средство отвлечения людей от проблем. Чтобы они не ...
✔ 2-ое к Коринфянам… бой жадности
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот ...
✔ История сёл прихода — село Еленовка
«Труды  Комитета Подольской епархии», 1901 год. Исторические, статистические и археологические сведения, небольшие описания всех приходов ...
✔ О милосердии
Милосердие – качество, которого так не хватает и всегда не хватало миру! Противоположное равнодушию, жестокости ...
✔ Европейский менталитет
Много раз читала и слышала о европейском менталитете, но как-то нечётко себе его рисовала в ...