Об умилении

«Какой у вас ребенок замечательный! Я прямо умилилась…» —  мы часто слышим такую, или похожую фразу в жизни. Слово «умиление» стойко ассоциировано в нашей речи с понятием «восторг». Я тоже придерживалась этой ассоциации, пока не прочла в Библии следующее: «Изолью дух благодати и умиления» (Зах. 12,10) Выходит, мы умалили значение слова? Или же вовсе его не поняли?!

«Умиление — это покаянное чувство о своей греховности, растворенное надеждой о помиловании. Усиленное (концентрированное) умиление есть плач духовный. Усиленный плач есть рыдание. Усиленное рыдание есть вопль. Усиленный вопль есть рыкание, яко льва». (отец Олег Моленко) – вот, что такое «умиление» в высшем понимании. Особое состояние особых людей!

А еще слово «умиление» употребляется в иконографии. Лично я люблю икону «Умиление»… Она изображает Богородицу в момент Благовещения ей доброй вести о рождении Сына Архангелом Гавриилом.

2016-05-02_005341Православную икону очень трудно понимать нам, современникам, потому что привыкли считывать информацию только из текстов, слов, предложений. А икона требует считывания не слов, а смыслов: через цвет, свет, пространство, время, жест, лик.
Раньше могли это делать, потому, что книг читать не умели, пользовались более простым (теперь для нас – более сложным) способом понимания Божественных истин. Икона – это «Библия для неграмотных», — говорил папа Григорий Двоеслов.
Существует несколько типов православных икон, одни из которых тебе лично ближе, другие – не так трогают. Как книги: одни твои, другие – не воспринимаешь.
Так в изображении Богородицы существует три основных типа: «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта»).
Есть еще один тип – акафистный, который не укладывается ни в один из вышеперечисленных типов, являясь иллюстрацией к акафистам, посвященных Богородице. Выделяют также тип «Всемилостивая» («Панахранта») и «Заступница» («Агиосоритисса»).
Каждый из них несет свой смысл, но на одних больше действует один образ, на других – другой, на третьих – третий, в зависимости от духовного и душевного склада стоящего перед иконой. Икона выбирает, а не мы. Она в нас входит, а не мы в нее.
Женщинам в большинстве своем близок образ «Умиление», в котором Мать (Богородица) ласкает Младенца-Иисуса (пример – «Владимирская икона Божьей матери»)
Чтобы понять православную икону, надо включить очень многое: и знание сюжета, которого у нас часто нет, и зрение, которое умеет видеть цвет и свет, и знание иконографии, которое тоже очень скудно, если не сказать – отсутствует, и умение молиться и жить со Христом.

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *