Пока цветет папоротник или как не нужно писать-снимать

В рамках продумывания сюжета для своей будущей фэнтезийной истории ознакомилась с российским сериалом «Пока цветет папоротник». Его премьера состоялась в октябре 2012 года. То, что сериал чуток «несвежий» не страшно. Смутило, что я навскидку нашла в нем кучу недостатков.

Не знаю, что там сценаристы задумывали, но к концу у меня было только одно ощущение – сочувствие к показанным антагонистам. Они получились ярче, загадочнее, интереснее, чем все главные герои вместе взятые! Нет, скорее всего, это ляп. Сюжетная бестолковость. Потому что изначально Кирилл и его друзья заявлены как главные борцы со злом. Если же мне симпатично это самое зло, то сюжет явно не удался.

И я даже знаю почему. Гнались за реализмом, а у него зачастую сюжетная линия хромает на обе ноги. Не я сказала – Айн Рэнд в своем «Искусстве беллетристики».

Что всё время было заной в мозгу? Да вот всё это:

Кирилл настолько в истериках заходился, что его охота было собственноручно пришибить. Особенно с 9-й по 13-ю серию. Вот это тот самый анонсированный спаситель нашего мира от параллельной реальности?! Планировали показать обыкновенного человека, со своими слабостями и страхами, который преодолел и сумел. Результат – 100-ная истеричка, вызывающая отвращение.

Негороичный главный «героический» герой

Больше истерили только его сестричка Саша и Артурчик, который гей и гей прямым текстом. Как только парочка оказалась в домике злых-презлых колдунов, у них заело пластинку. Да что там у них! У главного Колдуна случился день сурка. Из серии в серию он ловил парочку, связывал, угрожал пытками и всеми карами параллельного мира. Потом получал по башке, восставал едва ли не из мертвых… и квест повторялся. Погоня, поросячьи вопли бедных пленников, очередное дурацкое спасение вроде свободно выскальзывающей из кандалов руки (чего-о?!)… Это просто невозможно смотреть! Сначала смешно, да. Потом воспринимается как комариный писк возле уха. Приговор: вырезать эту ересь из сериала напрочь! И нет, не из-за гея. Я к сексуальным меньшинствам отношусь вполне терпимо. Тем более, он свою натуру нигде не проявил. То есть, к мальчикам не приставал.

Тётю Раю тоже в топку. Лишний второстепенный персонаж, который в сериале оказался не пойми зачем. Так я и не выяснила ее роль во всей этой фэнтезийной истории. Похабная, острая на язык бабёнка. Местами забавная. Но как и чем она движет сюжет к его кульминации?

Вообще здесь многие герои смотрелись малость сошедшими с ума и ни к месту появившимися, потому что фэнтезийная составляющая была очень слабой. Если так и задумывалось, браво – затея удалась. Но мне, все-таки, кажется цель у сценаристов была другая — развлечь в стиле качественной русской сказки. Увы, чаще было скучно. Потому что шутки тупые, а сказка в переложении на современную российскую реальность настоящая… недоделка, честное слово.

Что понравилось?

Гротескный Игорь Князев, олигарх и сожитель Лики.

Неожиданно для меня! Саундтрек с песнями Киркорова, Ёлки и прочей попсы. Песни усиливали ощущение сопричастности к дурдому. Это было действительно смешно.

Природа Алтая. Неотразимая, бескрайняя, таинственная… У меня даже подходящих прилагательных нет, чтобы описать пейзажи, на фоне которых велась съемка. Скорее, эти задние планы сами играли главную роль.

То самое зло – древний Колдун и его дочь Агапа. Нет, Колдун малость сбрендивший от старости дедуля. Лечить его срочно! А вот Агапа хороша. Статная, глазастая, со зловещим шепотом, в странных одеждах в пол, с умением перевоплощаться, следить за героями глазами лесного зверья. И главное, с этой философией, что «неизвестно, где большее зло – в этом мире или в параллельном». Глядя на придурковатых ГГ поневоле соглашаешься с Агапой – ничего хорошего эта неадекватная, истеричная, сопливая гоп-компания не заслуживает. Увы, хэппи-энд таки сваяли. Это ж сказка, хотя и не качественная.

Агапа в костюмчике

Выразительное лицо, не правда ли?

Самая большая проблема сюжета – мало обоснуя. Мог ли Кирилл победить зло? Мог. Если бы достоверно показали его перерождение-превращение в решительного мужчину. Но нет, он с соплями в прямом смысле победил. Не верю!

Мог ли Максим Стрельцов отпустить бывшую девушку, если только ради нее он вернулся домой из экспедиции? Мог бы. Но почему он в противовес влюбился в другую, в ту, на которой его насильно женили ради соблюдения каких-то там сельских приличий? У Макса нет чувства собственного достоинства? Его как котенка за шиворот приволокли на роспись… После этого в нем благородство и несгибаемый стержень характера трудно заподозрить. Скорее, это трусость и бесформенность во всем, почему-то поданная как рыцарский поступок. Немного ситуацию вырулили, когда Максим помогал Кириллу в последней серии. Но этого было мало!

И таких нелогичных сюжетных поворотов в сериале вагон с малой тележкой! Бред, бред, бред… Бессмысленный и беспощадный. А Агапа хороша. Актриса идеально в роль вписалась.

Говорят, продолжение снимут. Или уже сняли? «Беловодье. Тайна затерянной страны» называется. Ой, не надо, соколики! Пожалейте ваших зрителей.

Я почему так эмоционально? Потому что, если вещь заявлена как фэнтези, она не должна быть посредственной социальной комедией с элементами мистики и ужасов. Хотя, какие там ужасы? Тупо плач на каждом шагу, настоящая стена истошного ора на любой вкус и цвет (господа, ужас у зрителя не этим вызывают!). А ещё несостыкованный и растянутый до безобразия сюжет.

Вот пример «орущего и плачущего» кадра. Смотреть противно! Тетя Рая, Саша и Артурчик в домике злодеев.

Нет, о том, что я потеряла время на просмотр писать не буду. Сериал прекрасное учебное пособие, которое на живых примерах показывает, как не нужно писать и что не стоит снимать.

P/S: Показательно – Яндекс не выдает картинок по запросу «пока цветет папоротник кадры из сериала». Только на отдельных сайтах подборки лежат, коллекции от поклонников сего шедевра. Красноречивая оценка «успеха».

И вот ещё что. По словам одного знакомого писателя такие простенькие сюжеты сейчас в моде в отечественных издательствах. Они требуют, чтобы история была о России (тьфу на вас!), а герой из народа, простой как копейка, — шел, шел такой по улице в булочную, а ему бац проблема вселенского масштаба прямо на голову свалилась. Он такой р-раз, поднатужился, покряхтел и весь мир спас.  Не важна драматическая составляющая и достоверность, не интересуют глубокие характеры. В фокусе экшен, незамысловатые диалоги и счастливый конец истории. Читатель должен себя ассоциировать и наслаждаться крутостью происходящего. Не знаю, кому как, а мне печально...

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *