Прибытие (Arrival) — рецензия

Никогда не понимала художественную ценность фильмов, смысл которых невозможно понять без чтения дополнительных материалов – отзывов критиков, краткого обзора, и т.п. Именно такое «Прибытие» (Arrival), снятое в 2016 году канадским режиссером Дени Вильнёвым.

Картина получила «Оскар» за лучший звуковой монтаж. Да, звук хорош. Он как отдельный герой фильма воспринимается. На этом достоинства Arrival для меня заканчиваются. До 56 минуты я откровенно скучала. Дальше пошло хоть какое-то активное действие – стало чуточку интереснее.

Сюжет вкратце. Жила-была лингвист Луиза, которую мучили видения о потери дочери в раннем возрасте (умерла от редкой болезни). С землянами вступила в контакт некая инопланетная раса, позже ее представителей назовут гептаподы. Это такие огромные головоногие, издающие специфические звуки – то ли рычат они, то ли булькают. Луизу привлекают спецслужбы США для расшифровки инопланетного языка и налаживания общения с гептаподами. Кстати, одновременно к нам спустилось 12 инопланетных кораблей. Все они зависли в разных точках земного шара. Соответственно, контактируют с ними правительства разных стран, включая Россию и Китай. Луиза во время общения получает информацию, что инопланетяне предлагают человечеству некое оружие. С этого момента между государствами-контактёрами растет напряженность. Китай и вовсе собирается уничтожать «свой» корабль гептаподов.

В чём суть. Как оказалось, всё банально просто. «Оружие» – это общий язык, позволяющий объединить людей на земле. Инопланетянам такое единение выгодно, так как они знают, что через три тысячи лет сами люди будут нужны — окажут им какую-то помощь. Письменность пришельцев строится на отображении целых понятий и явлений. В то время как у людей основа письменной речи — буквы, сами по себе не имеющие никакого значения. Еще одна важная особенность гептаподов – умение видеть одновременно прошлое и будущее. Время для них как отдельное измерение. Похожими способностями, как оказалось, обладает главная героиня фильма. Благодаря им она мирит лидеров стран, а инопланетяне спокойно улетают. В ближайшем будущем Луиза напишет книгу о языке гептаподов и начнет читать лекции на эту тему.

Ощущения после просмотра. Весь сюжет, несмотря не переизбыток высокой философии (важен только мир на земле, человечество деградирует без взаимопонимания, ценно общение с человеком пока он жив, и прочее бла-бла), сводится к тому, что Луиза во время визита инопланетян встретила будущего мужа. А ее видения связаны с их совместным будущим. Однажды она скажет, что их дочь умрет из-за болезни. Муж откажется в это верить и расстанется с Луизой. Возможно, в результате осознания трагедии своего ближайшего будущего, главная героиня как-то изменит отношение к мужу и дочери? Но, увы, об этом в фильме нет ни слова!

Самое обидное, что рассчитывая на научную фантастику, зритель получает очередную психологическую драму, по-современному мрачную и депрессивную!

Очевидные минусы:

  1. Фантастки, как таковой, в сюжете не очень много. Она идет фоном к переживаниям и ощущениям Луизы.
  2. Сюжет медлителен подобно древней черепахе – перманентно возникает желание выключить всю эту чушь и стереть файл. Смотрела его в два этапа: первый день до 56 минуты, второй до финала.
  3. Разобраться в предчувствиях и видениях Луизы крайне сложно. Я, например, не поняла, была ли у нее дочь или это будущее, до тех пор, пока об этом не прочла в обзоре на Википедии. Безобразие! У авторов всегда должно хватать изобразительных средств, чтобы донести суть происходящего на экране до своего зрителя.
  4. Изобилие научных (а научных ли на самом деле?) терминов, которые даются безо всяких пояснений. Как говорится, догадайтесь сами, это же «умное кино» — посему справочник вам в руки! Такая терминология должна была создавать атмосферу научной фантастики, но на деле она приводит лишь к хаосу в голове и раздражает.
  5. Не заметно особой графики. Зрелищность картинке придает в основном американская природа.
  6. Слишком темный фильтр! Отдельные кадры не рассмотреть.
  7. Костюмы, армейская техника взята из реальной жизни. Ничего нового, цепляющего глаз или вызывающего интерес.
  8. Плохая визуализация пришельцев. Инопланетный корабль — висящее в воздухе «кофейное зерно» (избушка без окошек и дверей, есть только люк в полу). Внутри темень (сэкономили на графике?) и свет в конце тоннеля для посетителей «зала переговоров». Пришельцы — невнятные фигуры в клубящемся молочном тумане. Способ коммуникации — окрашенная жидкость, выбрасываемая из щупалец и принимающая вид нужного «иероглифа». Из оригинального во всём этом только способ письма.
  9. Неприкрытая манипуляция зрителем! А) Из кадра в кадр усиливается ощущение, что режиссер из кожи вон лезет, чтобы показать, как бы это всё было «на самом деле». Забывая о том, что зритель любит фантастическое кино вовсе не за серость и... трудовые будни.  Б) Опять же из кадра в кадр буквально щипцами вытягивают эмоции — жалость к главной героине и ее несчастной дочери. Но изначально Arrival не как мелодрама заявлен!

Главный вопрос: За какие такие заслуги у этого фильма рейтинг 94%? Именно столько дали иностранные кинокритики. У нас рейтинг около 8 баллов из 10 возможных на Кинопоиске. Фильм многие обозвали «умным кино». Видимо, чем мрачнее атмосфера и запутаннее философский подтекст, тем лучше, тем умнее?

У меня же ощущение после просмотра одно – «и тебя вылечат, и меня вылечат!» Сей шедевр попал ко мне на компьютер случайно, а будет удален из домашней коллекции целенаправленно. Категорически не рекомендую.

Плюс один: Пока писала рецензию выучила английское слово arrival. Спасибо Дени!

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *