Запись из разряда бытовое. Поэтому все, кого нервирует информация о том, как кто-то ест, спит, готовит, и т.п. и т.д, проходите мимо. Фиксирую для себя, на память. Публично потому, что блог (дневник) ведется он-лайн. Почему он-лайн? Потому что фиолетово, кто что об этом всём подумает. Мне так удобно.

Похоже, бабьего лета у нас не будет... Дети и те ноют, что в очередной раз похолодало. А вчера была такая благодать! +25 градусов до позднего вечера. Я форточки распахнула, да так и уснула с Катей часа на два. И в доме была комфортная температура. Чего не скажешь о сегодня, с его порывистым северным ветром.

Морально готовлюсь поработать... ассенизатором. Яма сливная переполняется. Кирилл поможет держать дренажный насос, если что. Ну не ограничивать же себя в потреблении воды, если муж далеко?

Наткнулась на заметку в Телеграм о системе Монтессори. Есть даже школы специальные, так и называются — монтессори-школа. Педагогическая система учитывает  "стадии развития нервной системы, сенситивные периоды и кризисы, формирует самостоятельность и индивидуализм, учитывает теорию привязанности, сохраняет мотивацию к обучению, правильно выстраивает границы и приоритеты".

Подробнее (цитирую Фёдора Катасонова,  педиатра Центра врождённой патологии GMS Clinic.) :

1. Она учитывает стадии развития нервной системы, сенситивные периоды и кризисы. Сама Мария Монтессори, которая, к сожалению, не придумала более короткого названия своей системе, чем своя монструозная фамилия, внимательно изучала эти периоды и выбирала для детей те виды активности, которые доступны освоению и способствуют развитию именно в определенный период роста. У старушки Марии волосы дыбом бы встали, если бы она услышала о дисциплине, прививаемой трехлетнему ребенку.
2. Она формирует самостоятельность и индивидуализм. Дети в монтессори-среде занимаются тем, что им интересно, тогда, когда им интересно, и столько времени, сколько им интересно. Они находятся в среде, где сами делают выбор, а не принимают насаждаемый сверху. В монтессори-классах нет занятий «под одну гребенку», когда ребенка, мечтающего пособирать кубики, заставляют считать палочки.
3. Она учитывает теорию привязанности. Правила адаптации ребенка к саду крайне гуманные и позволяют эффективно передать функцию значимого взрослого педагогу. Кроме того, в монтессори-садах предусмотрена супервизия психолога, который смотрит за детьми и консультирует родителей.
4. Она сохраняет мотивацию к обучению. В монтессори-школах нет оценок, которые подменяют естественную внутреннюю мотивацию. Отсутствие давления со стороны педагогов позволяет сохранить интерес. Никто не навязывает ребенку «правильное» выполнение заданий и вообще ему не помогает, пока он сам не попросит.
5. Она правильно выстраивает границы. Монтессори-подход позволяет показать детям, где их ответственность, а где чужая. Способы разрешения конфликтов, которые я наблюдал в монтессори-группах, поражали зрелостью. Монтессори-педагоги отбирают хлеб у психотерапевтов, помогая растить осознанность с раннего детства.
6. Она правильно расставляет приоритеты. Отсутствие домашних заданий учит временным границам, правильному распределению деятельности в течение дня.Поскольку самостоятельной является вся работа в классе, нет нужды создавать искусственную самостоятельность, выдавая задания на дом, которые чаще всего все равно помогают делать родители, почесывая затылок от дичайших формулировок этих заданий.
7. Она инклюзивна. Монтессори-педагогам по большому счету для работы не важно, есть ли у детей диагностированные особенности развития. Все дети имеют особенности развития, даже те, которым не ставят никаких диагнозов. Педагоги взаимодействуют с ребенком на основании его индивидуальности, а не на основании схем, которые этими диагнозами подразумеваются. На примере моих детей я вижу, как это работает: Майя — гиперактивная и стремительная, Эрика — медленная и осторожная. Во многих обычных детсадах и школах Майе делали бы замечания за поведение и неусидчивость, а Эрика стала бы двоечницей (ей иногда надо подумать минут пять перед тем, как дать четкий и развернутый ответ, но выглядит это так, будто она нещадно тупит). В монтессори-среде они обе расцветают, каждая со своей скоростью.
8. Ну и последнее — особенность монтессори в России. Здесь эта система, помимо собственных достоинств, является прибежищем людей, которые гуманнее и внимательнее относятся к детям. Поскольку альтернатив государственной системе дошкольного образования мало, многие из тех, кого не устраивают городские детсады, приходят в монтессори, вероятно потому, что она больше других на слуху.


Вспомнила про отношение к педагогике в нашей школе и детском саду... сделала рукалицо (facepalm). В садике беспокоятся о подготовке ко дню села, то бишь, плясках и песнях, а не о готовности к школе. Кому нужна эта народная самодеятельность, если ребёнок букв не различает? Хорошо, мой Артём упрямый — наотрез плясать отказался. Это вам не Настя, массовик-затейник по натуре. А ещё на ум пришли жалобы Кирилла на учительницу математики, которая орёт на детей и яростно доказывает, что «без математики никуда». Ой ли, Оксана Васильевна! Лена и Алексей как-то прекрасно живут без вашей математики. Оба отличники, оба гуманитарии. Не надо бла-бла-бла.

В обоих случаях принуждение — там плясать, здесь считать (плохо считаешь — тупица, бездарь, неудачник), а также странные ориентиры. Кого растят? Плясунов и любителей алгебры? Что делать тем, у кого нет способностей, желания, призвания? При этом упускают из виду, действительно, важные цели. В садике — обучение чтению, письму.  А в школе забота об общей эрудированности, начитанности, приветливому отношению к окружающим людям, умении воспринимать человека таким какой он есть без осуждения и насмешек.

Почему мне бы хотелось отдать младших в школу, напоминающую систему Монтессори? Я увидела, насколько дети любят учиться в игровой форме. Наш новый логопед именно такая прогрессивная — всё на игре и общении построено. Что Настя, что Артём теперь влюблены в Ирину Геворгиевну. Артём, едва выйдя с занятий, тут же спросил в магазине: «А мы ещё пойдем к логопеду?».  Дорогого стоит такой интерес!

 

Но большинство педагогов, воспитателей — это кошмар какой-то. Мало знают, мало умеют, ничего не хотят (кроме стажа и зарплаты). Орут, срываются, ехидничают, отпускают некорректные комментарии как детям, так и родителям. Ладно я перманентно поорываю на детей. Своих — я подчеркиваю, не чужих. Я не имею профильного образования. Мне хоть немного простительно. Но даже я анализирую свое поведение и корректирую его, если нужно. А наши дорогие учителя ничего не корректируют, вообразив себя истиной в последней инстанции и эталоном педагогики.

Другие записи в этой рубрике:

✔ Иерусалим: часть 3-я
Фотоотчёт из Израиля за 8 сентября. ...
✔ Артёму 5 месяцев + о ГВ
Едва не забыла написать о младшем сынуле! 27 августа нашему Артёмушке исполнилось 5 месяцев. Вес 7 800 ...
✔ Новогодне-неновогоднее...
Сумбурно сейчас всё в моей жизни. Настоящий экзистенциальный кризис наступил, касающийся интернета. Даже в блог ...
✔ Размышлизмы 1-й седмицы ВП
Первая неделя Великого поста потихоньку перевалила за экватор. В доме непривычно тихо между богослужениями. Малыши ...
✔ А снег... ушёл
Зима так резко закончилась, будто кто-то выключатель повернул. Раз – снег начал превращаться в ручейки, ...
✔ 36-я
Тридцать шестая неделя... И хочется узнать, ...
✔ Неглубокие мысли...
Одна моя знакомая из прежнего блога, живущая в Грузии, молодая и одинокая, имеет полезную привычку ...
✔ О человечности
Всё никак не идёт из головы встреча, случившаяся в прошлое воскресенье. Мы с Леной младших ...
✔ Макушка лета...совсем близко
Откуда в таком маленьком человечке столько серьезности? Откуда берется этот странно-сосредоточенный взгляд? Эта складочка на ...