Есть на нашем приходе замечательный уголок, где очень гармонично сочетается природная красота и рукотворный ландшафтный дизайн. Да-да! В селе люди тоже знают, что такое «ландшафтный дизайн».
У уголка таинственное и плохо запоминающееся с первого раза название – Шипот. Так зовётся древний колодец, на Богоявление служащий верующим своеобразным «Иорданом». Здесь ежегодно освящается вода на Крещение Господне (Богоявление – один из двунадесятых православных праздников). Остатки воды после окропления баночек и бидонов верующих из церковного сосуда выливаются в колодец. И он тоже освящается!
Среди людей ходит молва, что воды здесь лечебные. Говорили, что в прошлом 2013 году, кто-то из гостей села (приехавший из города Одессы к родственникам) отведал воды и получил облегчение своего недуга. Что это за человек и от чего именно он выздоровел мне на сегодняшний день не известно. Но то, что Шипот со временем имеет все шансы стать центром православного паломничества — уже очевидный факт. Я постоянно вижу как местных жителей, набирающих воду, так и останавливающиеся на дороге автомобили – из них тоже приходят к Шипоту люди, несущие в руках многочисленную тару для воды: канистры, пластиковые бутылки, или бочонки (иногда впечатляющих размеров – на 5 и больше литров).
История Шипота следующая. Привожу здесь перевод с украинского языка таблички, повешенной на беседке колодца. Кстати, зовется колодец по украински – криниця (крыныця) «Шипота».
Построен колодец «Шипота» в 1850—1855 годах 19 столетия. Более 150 лет колодец дарит людям чистую, холодную, вкусную родниковую воду. Строителями колодца были жители села Обжилое (Обжилэ) – Андриян Пушкар, Алексей Срибняк, Никита Косановсткий – дети Веры Алексеевны Стременовской, Анны Кирилловны Срибняк, Анны Пантелеимовны Пономарчук.
Колодец выкопан вручную и выложен камнями, которые возились на волах из села Грабовое (Грабовэ) Кодымского района.
Воды в колодце было много, поэтому был пристроен желоб для стирки и водопоя животных. Делалось всё, чтобы колодец не загрязнялся.
Семья Андрея Пушкаря жила неподалеку возле колодца, на пригорке, поэтому она заботилась о его чистоте и порядке вокруг.
Потом завещание деда свято выполняли внуки Тимон и Семён – сыновья Моисея Пушкаря. Они чистили колодец, проводили ремонты, поставили перила и починили желоб.
Колодец «Шипот» называется так потому, что место для будущего колодца нашли по сильному шипению подземных источников.
Этот колодец – богатейший на территории всех окружающих сел по содержанию минеральных веществ в воде, которая имеет целебные свойства.
Воду из колодца пили местные исторические герои – И.К. Дячишин, Евтихий Сорокатый, О.В. Танасийчук.
Такая вот история у сего источника.
В 2012 году беседка над колодцем была реставрирована стараниями выходца из села – потомка одного из строителей Шипота. На его деньги так же был произведен ландшафтный дизайн и установлена памятная плита, где указаны все исторические имена – и строителей, и ухаживавших за колодцем людей. Еще через два года, в 2014, была устроена ниже колодца купальня, чтобы верующие на Крещение могли окунаться в прорубь, а также в течение года могли купаться все желающие. Правда, вода в чаше купальни очень холодная! Сопоставимая по температуре с целебным источником святой Анны в городе Почаев (Украина) и водой в купальне преподобного Серафима Саровского в Дивеево (Россия).
Приятно осознавать, что идею построить купальню подал несколько лет назад мой супруг – отец Сергий. И неважно, что об этом не будет известно широкому кругу жителей! Еще он насоветовал в этом году председателю села, который конечно же передаст свежую идею спонсору, выстроить вблизи купальни раздевалку для верующих и просто желающих искупаться. Надеюсь, идея тоже воплотится в жизнь.
1)Ивовая аллея ведущая к колодцу
2)Приятная кружевная тень!
3)Вид на комплекс
4)Центральная клумба. Летом она вообще великолепна! Перед клумбой есть ровная площадка с лавочками – здесь люди выстраиваются для освящения воды на Крещение.
5)Памятный камень.
6)Беседка над колодцем
7)К купальне можно идти двумя путями: от колодца
8)…и сразу, не заходя к колодцу.
9)Спуск к купальне
10)Вид от купальни – центральная дорога села с мостиком
11)Вид на купальню с другой стороны, видны труба и желоб, куда стекает «лишняя» вода
12)Еще один вид купальни
13)Вода стекает сюда из желоба. Она кристально-прозрачная.
14)Местные жители любят набирать воду именно у желоба!
15)Местность располагает к фотографированию. Живописно, тихо и уютно – отдых для души! Много посажено в последние два года берез, ив, цветов и даже есть маленькие можжевельники (предполагается, что позже они будут закрывать купальню для пущего уюта). Сочетания цветов прекрасные — мягкие и одновременно глубокие. Летом, в зной, здесь приятно-прохладно и свежо. А если не свежо, то можно и искупаться, правда? Зимой окружающие склоны полукругом защищают колодец от резких ветров.
Я возле березки:
16)Кирилл возле березки
17)Кирилл возле клумбы
P.S: Мы приехали в село в 1996 году (батюшка в декабре 1995) и за эти годы оно заметно расцвело. Да, уезжает молодежь, да, смертность превышает рождаемость, но вместе с тем становится лучше! Всё ухожено, везде в общественных местах уютно и красиво — с любовью, да изюминкой. Играет свою роль, конечно, активность председателя сельского совета — бывшего директора нашей школы. Ворчат на него бюджетники — заставляет и их к благоукрашению села (на самом деле сел два, они подчинены одному сельскому совету) руку приложить. Хорошенько так приложить!)) Но ведь и результат на лицо! Так чего зря ворчать? Сами же за него проголосовали. И не один раз))
А всего в нашем приходе 6 сёл и еще одно, седьмое, активно окормляется отцом Сергием по собственной инициативе.