Викинг (2016) – рецензия

Странное послевкусие осталось у меня после этого фильма. Я почти сутки не могла для себя чётко сформулировать его сильные и слабые стороны.

Сначала я объясняла это тем, что, возможно, мне сейчас не нравятся исторические фильмы. Мол, такой у меня период. Потом поняла, что вывод неверный. В прошлом году я смотрела исторический сериал «София» и он, несмотря на все недочёты, меня приятно удивил.

Следовательно, дело не в жанре, а в чём-то другом.

Не берусь судить, насколько сюжет этой истории соответствует исторической правде. Я специально не читала отзывы или какие-либо документально-исторические справки. Поэтому буду рассуждать исключительно о художественной составляющей, эмоциональном накале, актёрской игре, логичности сюжета – и всё это исходя из собственных ощущений. Если буду касаться истории, то совсем чуть-чуть.

Затянула с просмотром этого творения Андрея Кравчука по единственной причине – в интернете не было качественной копии фильма. Как только прошла мировая премьера в январе 2017 года, фильм появился в неплохом качестве. За что нашим пиратам отдельное спасибо. Без их безвозмездной помощи не видать мне «Викинга» вообще. Настолько он был засекречен. Я уж было решила, что под грифом секретно кроется кинематографический шедевр. Ошиблась!

Фильм на твёрдую четвёрку по пятибалльной шкале. Пересматривать не хочется. И это настораживающий факт. Ибо речь шла о крещении Руси и становлении князя Владимира Святославовича, как православного христианина. Меня-то это всё, как жену священника, должно тронуть, правда? Должно быть близко по духу, но ожидаемого эффекта от просмотра не получила.

О сюжете:

Раздражала скачка по событиям. Иногда из повествования выпадали целые логические куски. А смотрела я полную версию и даже с дополнительными материалами в конце.

Не понравилось допущение касательно романтических чувств между Ириной (Светлана Ходченкова) и Владимиром (Данила Козловский). Во-первых, это жена его брата. Беременная жена. Во-вторых, она показана глубоко верующим человеком. Откровенно набожным. И вдруг такая влюблённость? При живой жене у молодого князя?! Ох, уж эти мне исторические фривольности!

Ирина и Владимир — это что ещё за исторический пейринг, господа сценаристы?!

Не понравилась одержимость Ириной у Варяжко (Игорь Петренко) – дружинника убитого князя Ярополка. Прямо роковая женщина из более поздних веков получилась, а не скромная и застенчивая гречанка времён Древней Руси!

Об исторической достоверности и логике:

Никак не могу взять в толк, почему прилюдное изнасилование полоцкой княжны Рогнеды (Александра Бортич) выставлено преступлением века. Да, это мерзко… по нашему, уже христианскому мировоззрению.

Владимир благополучно проспался и сказал Рогнеде, что возьмёт её в жёны.

А в языческие времена, да и сразу после Крещения Руси в первую брачную ночь у молодожёнов в спальне присутствовали посторонние люди. Да, было принято подсматривать и подслушивать, стоя под опочивальней молодых. Более того! После консумации брака  эти любопытные и прилично выпившие людишки бежали к гостям и громогласно сообщали важную новость о том, что невеста стала женщиной. И тут же заводили скабрезные песенки. Помнится, когда я прочла об этой традиции на Руси, мне хотелось плеваться от отвращения! Но исторические реалии от моей брезгливости не изменятся – люди были несколько раскованнее, что ли. А ещё Рогнеда... сама напросилась. Оскорблять князя при его воинах опасно во всех отношениях.

Исходя из этого, не могу понять, почему так терзался раскаянием Владимир? Почему он обвинял себя на первой исповеди в том, что взял свою жену силой при людях? Он вообще не мог до конца понимать сути этого греха. Или это его Ирина просветила?

Княгиня Ирина

Опять же, не понятно, с какой стати он обвиняет себя перед духовником Ирины в убийствах, которых не совершал? Да, был причастен косвенно ( и то не всегда!). Но не убивал ведь всех, на кого указал и за чью отнятую жизнь считает себя ответственным!

Об эмоциях:

Без сомнения, сценаристы хотели показать перерождение человеческой души через веру и покаяние. Я это заметила не столько по игре Данилы Козловского, сколько по художественным мазкам оператора. Вот Владимир осматривает величественный храм, а здесь начинает понимать, сколько плохих дел он в своей жизни сделал. Но это мне понятно! Как верующему человеку. Я вижу храм, вижу священника (мало похожего на наших священников, кстати). А если будет смотреть неверующий, он половину подтекста не уловит и сцена покаяния его просто не тронет. Я не знаю, как это было нужно снять! Но явно не так, как срежиссировали и сняли.

Владимир в своём амплуа — с вечно скорбным видом

Мне вообще показались чрезмерными страдания-метания князя Владимира. Он показан как страстный человек. Это можно принять. Но временами эмоциональность его просто захлёстывала — он начинал хаотичную рефлексию и явно жалел себя. То есть, я даже не все эмоции могла уловить и правильно осознать. Вот у Данилы снова страдальческие глаза в кадре. А почему ему больно? Ответа чёткого у меня как у зрителя нет. Сразу три или четыре варианта приходит на ум: от вечного обвинения себя в убийстве брата, от очередного осознания своего неприглядного положения «рождённого от рабыни», от неуверенности в собственных силах в конкретной ситуации… а, может, от запретного чувства к Ирине (сценаристы шалуны!).

Твердолобая язычница Рогнеда :-)

А вот у Рогнеды с эмоциями и всем остальным всё в порядке. Гордая и временами не очень умная полоцкая княжна смотрелась очень гармонично. Понравилась её закоснелость в язычестве. Такая чуть свихнувшаяся в служении богам барышня, со своими истериками и странностями. Немного смешил её «стокгольмский синдром». Девушка влюбилась в своего похитителя, ой… простите, насильника, взявшего в жёны силой. Причём так влюбилась, что готова была убить его из ревности. За дело, получается, изнасиловали, если обиды никакой нет? Или как это понимать вообще? Владимира не назовёшь романтическим рыцарем. Обычный, чуть грубоватый русский мужик. Явно пылкого чувства у гордых и униженных девушек не вызывающий. Откуда тогда «така любовь»? 🙂

Что понравилось:

  1. Панорамные съёмки и красивая природа. Опять Крым не подвёл. Фильм порадовал эффектным видеорядом!
  2. О спецэффектах могу отозваться скорее положительно, чем отрицательно. Хотя рисованные войска почему-то цепляли глаз. Так быть не должно.
  3. Сцена гибели варяга Фёдора (Владимир Епифанцев – не узнала в гриме!) и его маленького сына Иоанна. Смерть христиан будто пришла в фильм из жития святых. Очень трогательно и правдиво! Отлично показан контраст между языческой одержимостью и осознанной христианской преданностью воле Божьей. Эту сцену можно пересматривать несколько раз. Настоящее украшение фильма.
  4. Понравилось, что нет акцента на сексе. Уж на нём родимом в любом историческом фильме зарубежного разлива сценаристы останавливаются и смакуют во всех ракурсах. Таков «Генрих четвёртый», «Королева Марго» (1994) или «Плоть и кровь». Да, было немного эротики в исполнении Рогнеды, но без перебора.
  5. Момент, когда падающий от усталости Владимир побеждает Варяжко… поднятым с земли камнем (меч потерян?). Прямая аналогия с пророком Давидом – победителем Голиафа. Тоже красиво и символично.
  6. Сцена крещения Руси. Самым подробнейшим образом срисована с иконы! Я в детстве любила рассматривать эту сцену. Она была изображена в храме на потолке. Огромная такая роспись. Целое историческое полотно открывалось моему взору, притягивало его и поражало морем обнажённых людей, которые с надеждой на лицах вступали в воды Днепра. Не думаю, что неверующие поймут. Но прописана она правильно и точно. Светло, красиво.

Поэтому в фильме диссонансом прозвучала тёмная сцена, перекликающаяся с крещением киевлян. Та самая сцена на пляже, где воевода Свенельд пытается утопить уверовавшего в христианского Бога Владимира. Не может этого сделать и, по-видимому, покоряется своей судьбе везде следовать за сыном Святослава и служить ему. Странно вообще, что верный слуга поднял руку на своего господина! Он просто непредсказуемый этот Свенельд. Убивает всех направо и налево, да ещё и советы раздаёт соответствующего содержания. Я его называла весь фильм «кровавым советником», так как имя Свенельд не хотело фиксироваться в моём мозгу.

Остальных героев могу смело назвать массовкой. Даже братья Владимира почти не запомнились. Обидно за них. Могли бы сценаристы постараться и развить роли, князья всё-таки. Отца Рогнеды вообще играл талантливейший Андрей Смоляков. Так его полоцкого князя убили минут через десять-пятнадцать после начала фильма! Я прямо горькое разочарование внутри ощутила.

Музыка… А она была? Честное слово, не заметила. Наверное, невыразительные композиции подобрали.

Батальные сцены получились несколько размазано. Много действующих лиц. Камера перемещается достаточно быстро – не успеваешь сообразить, что происходит. Не все битвы такие, но есть сцены с мельтешением лиц.

Иногда удивляли масштабы того, чего нельзя масштабировать. Например, сбросили горящие колёса с киевских стен – глядь, уже пол армии полоцкой в огне. Умом понимаешь, что не бывает такого. А перед глазами океан огня стоит. То же самое происходит, когда с возвышенности под Корсунью ладьи вниз спустили. Раз — и нет супостатов. Стёрли их с лица земли. Неужели пятью-шестью лодчонками в землю закатали? А что, враги не могли как-то отойти в сторонку и не стоять на дороге? Места для манёвра хватало!

Кстати, в дополнительных материалах много хороших сцен. Считаю, их зря вырезали из общего хронометража:

  1. Например, момент, когда Владимир собирается Рогнеде голову отрубить за покушение на свою жизнь. Выглядит он здесь как настоящий правитель. Убрали эту сцену из фильма – князь получается более слабым и сомневающимся в своей правоте.
  2. Сцену беседы с Ириной у тела её мужа, князя Ярополка. Нет беседы – не ясно, когда Владимир стал задумываться о новой для себя вере в Единого Бога.

И о грязи. Её много! Она везде вперемешку с кровью: под ногами у актёров, на их лицах, руках, одежде. Кто-то скажет «фу, немытая Россия!». А я отвечу, что Европа в те времена была тоже не очень чистой. Достаточно вспомнить, что ночные горшки на улицу во Франции выливали даже в Средние века, а знать предпочитала месяцами не мыться, маскируя неприятные запахи обилием духов. На Руси хоть в баню ходили регулярно.

Четыре балла фильму и за то, что он русский 🙂 Не побоялись себя в неприглядном свете выставить. Смело. Поэтому фильм, всё-таки, оставит след в отечественном (а может и мировом) кинематографе.

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *