What do you know of love? Рецензия на «Хоббит» для Кинопоиск.ру

(NB: Рецензия в расширенной для блога версии, так сказать, for fun — много эмоций, личного мнения, фото, видео и... Трандуила))))

Честно говоря, я никогда не писала рецензии на таких крупных ресурсах как Кинопоиск.ру. Всегда высказывалась касательно просмотренных фильмов или прочитанных книг только в своём блоге. Изменить собственные правила вынудил… нестерпимый зуд в мозгу. То самое состояние, когда тебя распирает изнутри и появляется непреодолимое желание высказаться публично! Уж простите великодушно за зуд и «многабукав».

Посмотреть трилогию «Хоббит» мне довелось намного позже всего цивилизованного мира. Причин тому несколько, включая занятость по работе и вообще прохладное отношение к фэнтези.

Так вот, впечатление от фильмов просто оглушительное! Я пересматривала буквально перед «Хоббитом» все части «Властелина колец» в режиссёрской версии. Старая трилогия мне в целом понравилась, но не впечатлила. А ведь это важно для зрителя – ходить немного чокнутым, «переваривая» полученную картинку и информацию в голове, анализируя героев и события.

«Хоббит» по-настоящему зацепил своей недосказанностью! Поэтому сразу говорю спасибо Питеру Джексону:

  • за мой пробудившийся интерес к вселенной Средиземья;
  • за все скачанные дополнительные материалы по фильмам;
  • за все прочитанные текстовые материалы по этой вселенной, с любовью собранные фандомом;
  • за все просмотренные и прочитанные интервью с актёрами;
  • за двухнедельные размышлизмы до потери сна над сюжетом трилогии и книгой Толкина, по которой она была снята;
  • за эмоциональный и противоречивый сюжет (о нём все спорят, равнодушных практически нет!);
  • и, наконец, за вновь проснувшийся интерес к творчеству.

А теперь, собственно, отзыв.

Если не сосредотачиваться на соответствии сюжетной линии оригиналу в книге (а на ней не сосредотачивается фактически никто из новичков во вселенной Средиземья!), фильм очень яркий, зрелищный – незабываемый. Спецэффекты и компьютерная графика на высоте, что бы о них не говорили. Единственное, что смутило – это мертвенно-бледный лик Трандуила, когда он въезжал в город людей. Ледяная (вампирская!) кожа. Совсем безжизненно. Недочёт!

Торина жалко во всех отношениях. Сценаристы растянули его внутренние метания на добрую половину третьего фильма! Зачем?! Зачем они придумали этот поединок и гибель на замёрзшем озере, когда в книге всё гораздо трогательнее? Король гномов вдохновлял на бой своим мужеством. Умер от множественных ран в сражении с орками на поле боя. Как герой, а не из-за банальной мести на какой-то там Вороньей высоте!

Гномы. В первой части трилогии Торин был единственным из гномов, который привлёк моё внимание как своей актёрской игрой, так и запоминающейся внешностью. А вот Кили был просто симпатичным гномьим парнем, не более того. Остальных персонажей этой расы помню исключительно по внешним отличительным признакам: седой, с татуировками на голове, в смешной шапке-ушанке, с внушительным пузом и рыжим «бубликом» вместо бороды, с топориком во лбу. Словом, от «Неожиданного путешествия» у меня остались всё те же самые размытые впечатления, что и от трилогии «Властелин колец». Да, красочно, колоритно и про фэнтезийные приключения, мужскую дружбу, путешествия. Смотреть можно с удовольствием, но... не цепляет. Ну, хоть убей меня! Я люблю ярких и экстраординарных героев. Необычных, одним словом, с изюминкой в характере, внешности (хоть псих,  но убедительный чтоб, да с харизмой). Не гротескных, как гномы. И не таких простых в трактовке и понимании.

О важности мгновений :-) Если бы не те несколько минут, что дали Трандуилу, мне и вспомнить нечего из первого фильма! Без него не было бы удивлённого «ух ты!», ради которого я вообще фантастические фильмы смотрю. Лось (он же доисторический олень — да-да, так в допах сценаристы указали) и сам король лесных эльфов неимоверно эпичны, даже если Пейс не сказал ни единого слова! Достаточно неземной эльфийской красоты убедительной  игры лицом и глазами.

Вот он, едва уловимый полупоклон к плечу, выполненный с нечеловеческой пластикой (люди так головой не кивают), «выдавленный» из себя в политических целях, исключительно ради дела и...взорвавший интернет. Действительно, зачем тут что-то говорить? Очевидно, что Его Величество в бешенстве из-за гномьей спеси, но при этом держит аристократическую маску на лице и не теряет тысячелетнюю выдержку.

Забавно! Гномьему королю там от силы 200 лет, а Трандуилу почти 7 000... Кто кому должен почтение выражать, не пойму?! И кто больше в военно-политическом союзе здесь заинтересован? Ну, если думать головой, разумеется, а не тем, чем думал дед Торина Дубощита, и являться мудрым правителем. Трандуил понимает, что любой мир лучше войны. Он, плюнул на своё величие, спустился с небес с трона и «пришёл на поклон» в попытке договориться.

Он по-настоящему величественен, мистически юн, а его одежда и весь облик будто соткан из звёздного света. Кажется, что это ангел пожаловал в гости в царство под горой. Оно почти так и есть :-) Пейсу особый костюм шили из ткани с металлизированными нитями для этой сцены, чтобы подчеркнуть возраст древнего и вечно юного правителя — звёздный свет «вплели» в кафтан и накидку, как символ вечности. Жаль нет чёткого кадра в этой потрясающей одежде, где Пейс был бы во весь рост показан.

Только нечёткие кадры издалека в фильм вошли:

король узнаёт белые камни Ласгалена

и реально красиво уходит, как в песне «Мумий Тролля» :-)

А гном уже безнадёжен — у него в глазах только одно золото, остальное и остальных он не ценит. Он не видит КТО перед ним и насколько скромно стоит, не видит истинной цели этого визита «на высоком уровне» и путей его мирного/добрососедского завершения. Печально... Гномы позже обвинили эльфа «в недостаточном выражении почтения». Во, как бывает в средиземской политике! Надо было на колени встать одному королю перед другим, дабы почтение было всемерным и полным? :-) Гном, видите ли, не удовлетворён полупоклоном и тут же присваивает в отместку чужие драгоценности, хотя наверняка знает ЧТО они значат для эльфа. В этот момент мне хотелось дедулю Торина силой с его седалища стащить и хорошенько дать по голове! И это реакция на НЕМУЮ сцену Пейса, которого я никогда до этого момента в фильмах не видела — я не фанат и не поклонница актёра (до сих пор).

Очень понравилось мгновение, когда эльф отводит взгляд от захлопнувшейся шкатулки и переводит его на трон Трора, деда Торина, — в глазах и на лице читается целый каскад вполне сдержанных эльфийских эмоций, но зато каких выразительных. Да здесь не просто понимающая улыбка и тяжёлый вздох разочарования, а молчаливое объявление холодной войны! Так грубо растоптать память о любимой женщине, кровно оскорбить, плюнуть в душу, задеть самое дорогое и святое, попытаться унизить могут только гномы! Трандуил их союзник, между прочим, на тот момент. Тут чёткая параллель просматривается с более поздней репликой из тронного зала в эльфийском Мирквуде, произнесённой перед Торином: «Сотни лет — ничто в жизни эльфа! Я терпелив, я подожду...» («Пустошь Смауга») Очевидно, пока труп врага проплывёт мимо? И он таки проплыл! Бессмертие рулит.

«Помню, когда первый раз себя увидел в образе Трандуила, даже испугался, настолько он яркий и экстраординарный»

«... (Трандуил) Такое мистическое существо. Жаль, что я не бессмертный. Признаюсь, я бы очень хотел жить вечно. Как классно было бы посмотреть, что будет в далеком будущем. И вообще я обожаю эти фильмы. Они доступны и понятны людям разных возрастов и культур. В этом их успех.» (Ли Пейс, интервью)

(Примечание: Экстраординарность – неординарность в квадрате. Неординарный человек проявляется в способности иметь своё лицо, обладать совокупностью качеств, выделяющих объект из общей массы, проявлять редкие качества личности, придерживаться необычного мышления,  взглядов, поведения; быть ни от кого не зависящим, не таким, как все. Всё это нужно возвести в степень, чтобы получить экстраординарную личность. Великий король эльфов из Лихолесья такой на 100%)

Хорошо, хоть в остальных фильмах у героя больше экранного времени — аж 9 минут в «Пустоши Смауга» и около 25 в «Битве пяти армий» (сюда включаю все общие диалоги у ворот Эребора и отрывки из битвы). В общей сложности чуть больше получаса. И эти полчаса породили настолько бурные обсуждения в интернете, что диву даёшься — по косточкам каждую сцену с Трандуилом поклонники разобрали, все «за» и «против» взвесили, миллионы раз поспорили и обругали друг друга! Это ли не 100% попадание в образ и актёрский талант? Просто я себе не представляю, чтобы так же жарко обсуждали Бильбо, главного героя кинотрилогии, к слову. Хотя и Фриман отлично вжился в предложенный ПиДжеем образ. Но его герой линейный, всем понятный и... легко предугадываемый в поведении. Не хочу писать, что шаблонный. Такой же Торин, да и многие другие (включая Гэндальфа!). Хотя Торин отлично обыграл сцены с безумием, но Трандуила так и не переплюнул с его стервозным непредсказуемым характером, продемонстрированным в этом киноканоне. Где Трандуил в кадре, там весь акцент только на нём! Отжигал, зачаровывал, радовал глаз, удивлял, заставлял сопереживать или хотя бы задумываться над мотивами его поступков. Костюмы самые запоминающиеся, как и сыгранная роль.

Бильбо, на мой взгляд, качественный персонаж трилогии. Практически не к чему придраться. Находчивый, неожиданно умный и местами смелый малый. Фриман молодец! Но очень странно, что о самом главном герое трилогии почти сказать нечего, кроме хорошо и молодец. Весь отзыв о нём — это три предложения.

Гэндальф. Сложный для меня индивидуум... Не любимый почти на инстинктивном уровне. Такой профессиональный манипулятор, игрок чужими жизнями и судьбами во имя мифического Добра. По моему глубокому убеждению, слуга и посланник Валинора не может себя так вести! Хотя... возможно, я плохо знаю и понимаю местных божков? Хорошо, хоть Трандуил не давал собою помыкать! Но даже он частично попал в сети Гэндальфа и вынужден был положить на поле боя сотни эльфов, защищая «эти проклятые земли». Спасибо Гэндальфу за это! Потому что именно он благословил «крестовый поход» гномов на Эребор и вся эта заваруха, в том числе, из-за него. Посмотрите, как у Трандуила в шатре челюсть упала от неожиданности и возмущения, когда он признание волшебника услышал — «мы его ВЫНУДИЛИ проявить себя» (это о том самом ужасном Сауроне). В общем, не люблю я волшебников Средиземья. Категорически! Тут мы с Трандуилом единомышленники :-) Волшебники ведут себя как некоторые высшие джедаи из «Звёздных войн». Такое ползучее, навязчивое, иногда лицемерное, весьма сомнительное по качеству (все средства хороши!) добро, от которого временами тошнит придирчивого зрителя...

Бард. Светлый, очень приятный (позитивный) образ мужественного человека с огромным добрым сердцем. Больше всего импонирует его милосердие. Даже помощника бургомистра простил! Нет, это не глупость и детская доверчивость. Это большое сердце и добрая душа. Пример нам всем. Люк Эванс понравился тоже! :-)

Тауриэль. Ну, имеет место быть. Поскольку лесные эльфы существа дикие, воинственные… и не слишком умные. Можно предположить, что их женщины отлично воевали. Как командира стражи её не вижу из-за крайней эмоциональности. Разве может воин угрожать своему королю оружием, зная, сколько ему лет, насколько он опытен, умел в бою и хорошо разбирается в психологии окружающих существ? Да ещё и магией какой-то там особой владеет! Всё равно, что на торнадо покушаться. Сметёт одним взмахом руки — никакой лук не спасёт. Изощрённое самоубийство для мазохистов! И, вообще, где её верность/уважение к правителю, всю свою жизнь отдавшему на служение простому эльфийскому народу? Чистая революционерка. Видимо, ПиДжею не хватало конфликта?

И, да, она не пара Леголасу. Абсолютно справедливо король ей на это указал, чувствуя и предвидя, что она разобьёт сердце его единственному сыну. В том знаковом разговоре в королевских покоях речь шла не о чистоте синдарской крови, а о полном несоответствии этой девчушки радужным представлениям и надеждам Леголаса. Трандуил в конце сцены пронзительно печален... прямо вековая тоска в глазах сквозит — специально просмотрела по кадрам.

Вначале он как бы «сканирует» эльфийку — целиком сосредоточен на её эмоциях, пытается прочесть, насколько она искренне отвечает.  Здесь виден жёсткий, оценивающий взгляд владыки.

Потом вдруг понимает, что она совсем равнодушна к Леголасу —  на лице исподволь проступает болезненная рефлексия любящего отца.

То ли жену погибшую вспомнил и своё вынужденное одиночество, то ли больно ему от того, что Тауриэль совсем не отвечает сыну взаимностью (а он-то её, дурочку лесную, любит!). Совсем не вижу в этом взгляде превозношения и заносчивости. Сплошная нечеловеческая боль...

И он не отказал грубо! В оригинале условное наклонение, рассмотрение гипотетической ситуации — «No, you are right I would not. But still he cares about you». «Нет, ты права. Я БЫ не позволил.» То есть, шансы у девушки всё-таки были! Но она сама ими не воспользовалась, чётко указав в беседе на своё место — «я простая лесная эльфийка» (Silvan elf — сильванские, лесные). Отсюда королевское «Do not give him hope where there is none». «Не дари ему надежду там, где её нет». Не любишь Леголаса, не считаешь себя достойной — так не кокетничай с ним понапрасну. Вот реально Трандуил не обзывал Тауриэль низкородной! Она сама вся такая закомплексованная и ничего дальше своего носа не видящая. Ну, дурочка она и есть дурочка, что уж там размышлять :-)

Леголас. Плачу горькими слезами! Ещё один революционер и якобы непонятый-недолюбленный сын. В книге «Хоббит: туда и обратно» о нём не написано ни слова! А история «Властелина колец» показывает, что Леголас был послан отцом в Ривенделл на совет, касающийся судьбы Кольца Всевластья. То есть, жил он себе с папой без всяких проблем до тех пор, пока папа не посчитал его участие в этой всей феерической истории уместным. Кстати, если слушать сцену прощания с Леголасом в оригинале на английском, видно, что даже здесь отец распоряжается, а не только извиняется, просит или ещё что-то подобное! «Ты должен найти…»

Как актёр Орландо Блум слабее Ли Пейса . И это очевидный факт, если снять розовые очки, через которые на эльфийского принца взирают фанаты «Властелина колец», и беспристрастно проанализировать игру обоих актёров в общих сценах. Огромный минус к образу. Будто кто-то настоящий эльф, а кто-то здесь всего лишь притворяется таковым!

А ещё меня неприятно поразила некоторая, простите, неизлечимая тупость королевского сына, демонстрируемая в «Хоббите». Он реально ничего не понял из допроса орка! Не видел, что Тауриэль относится к нему, как к лучшему другу, а не потенциальному ухажёру... Совсем не вникал в мотивы поступков своего отца (как будто природа на этом высокородном эльфийском отпрыске отдохнула!). Он просто не может... не должен быть правителем!!! Его верхняя планка, честно показанная ПиДжеем — это азартная погоня за приключениями. Паучков-мутантов погонять в лесу, стрелами в голову оркам пострелять, эффектно попрыгать по осколкам падающей в бездну башни, с деревьев красиво вниз спуститься, за женщиной хвостиком побегать и её революционные речи с озадаченным видом выслушать. Всё! Предел интеллектуальных и физических возможностей. Да, ещё лихо умел отца за глаза обсуждать с его же подданными («доверительная» беседа с Тауриэль вблизи Гундабада). А в лицо сказать папе было слабо, да?

Но, всё-таки, не всегда безнадёжен. Например, разрешение у папы взял, чтобы отправиться за Тауриэль и вернуть её домой. Вот вырезанная сцена (есть мнение, что и коня он одолжил в отцовских конюшнях, а не украл у жителей Озёрного города — так кажется, если смотреть фильм и не думать):

Зачем ЭТО убрали из фильма?! Ещё 5 минут хронометража никого бы не утомили в режиссёрской версии! Зато стало бы понятно, что сын не сам по себе живёт, а ещё и принимает активное участие в каких-то общих с отцом решениях.

Что всегда нравилось, принц красиво двигается в боевых сценах и замечательно пользуется луком. Лучший снайпер Средиземья, однозначно! Этого у Леголаса не отнимешь, и это огромный плюс для героя.

И самая большая боль — раскрытие характера Трандуила. Говорю спасибо Ли Пейсу за эту блистательную роль. Отличное визуальное воплощение гордого, властного, могущественного и древнего эльфа! Осанка непередаваемая, пластика движений завораживающая, взгляд будто сквозь столетия смотрит, голос... ох, какой он выразительный у Ли — посмотрите на английском языке отрывки. Но, подчёркиваю, ЭЛЬФА, а не человека. Нельзя его судить по человеческим, то есть смертным критериям. Как сказал сам Ли Пейс в интервью «он не плохой, он просто крутой засранец». Выражаю своё громкое и бурное недовольство сценаристам (думаю, не я одна)!!! Чтобы разобраться в этом противоречивом киногерое, мне пришлось перелопатить «тонну» информации. Теперь в голове целостный и очень приятный образ сложился, а сюжет «Хоббита» (его бОльшую часть, касающуюся лесного короля) я просто оставляю для себя за кадром. Хотя и он интересен, если грамотно дополняется так называемой канонической информацией и размышлениями сценаристов, озвученными в дополнительных материалах.

Немного в защиту короля эльфов:

Возраст. Ли Пейс и сценаристы в дополнительных материалах зациклены на 3 000 лет. На самом деле Трандуил старше Элронда! А Элронду на момент уничтожения Кольца Всевластья больше 6 000 лет (это 60 лет после событий «Хоббита»). Когда родился Элронд, Трандуил с его отцом уже покинули королевство Дориат после смерти Тингола. Он эльф, родившийся в начале Первой эпохи (или конце Эпохи Древ?). То есть, очень древнее существо. Возможно, он близок к возрасту Элронда, если я ошиблась с расчётами, но скорее ровесник Келеборна или Галадриэль —  то есть, возраст больше 7 000 лет (!).

Ненависть к гномам. Это, скорее, огромное недоверие, основанное на фактах. Ещё во время жизни в Дориате Трандуил был свидетелем вероломного убийства гномами короля эльфов Тингола (отца известной всем Лутиэн). Его убили из-за низкой жажды владения волшебным артефактом Сильмарилем (гномы решили украсть чужое). Трандуил также видел падение Дориата, ранее защищённого магией жены Тингола. Великое королевство было уничтожено дотла! Всё это следствие гномьей жадности и безрассудства.

«Трусость». Отец Трандуила пал в войне с Мордором (Война Последнего эльфийского Союза). Сам Трандуил едва выжил и сумел вернуться с третью войска лесных эльфов в Лихолесье. После чего устроил там крепость-дворец, и вымуштровал ранее слабую в плане вооружения и подчинения командующему армию до того беспримерного послушания и профессионализма, которое мы видим в «Битве пяти армий». Он учёл все ошибки прошлого! Был осторожен, не ввязывался в войны, помня о былых эльфийских потерях. Под его правлением восстановилась численность народа. Лесные эльфы процветали. Причём тут якобы погибшая жена и намёки на пристрастие к винопитию «с горя» или его «уход от мира» тоже с горя, не пойму?! Трандуил взвешен, мудр, последователен и малоэмоционален в конкретном случае. Естественно, рисковать из-за гномов своими бессмертными воинами он не мог. Это не трусость, а рассудительность настоящего правителя! Война с драконом на то время – это гибель за золото гномов и их жадность. «Поворот лося» на той горе вполне обоснован.

Кстати, ещё кое-что о трусости. Я специально нашла небезызвестную сцену в оригинале — и слова «трусливый» там не было. Правильнее было перевести faithless как «вероломный» или «бесчестный». Не «трусливая лесная фея» сказал невоспитанный и сварливый братец Торина, а «вероломная лесная фея».

И о винопитии отдельно. Это не я, а моя дочь заметила. Надеюсь, все помнят, как Леголас во «Властелине колец» на спор с гномом Гимли пил вино (кто кого перепьёт)? Сколько он там выпил, а? И не опьянел совсем! Делаю логичный вывод, что высшие эльфы вообще реагируют на алкогольные напитки не так, как люди. У них мозг не затуманивает, язык и ноги не заплетаются. А Трандуил пьет интеллигентно, едва плеснув вино на дно бокала. Он гурман. Ценитель изысканного напитка, а не член тайного клуба эльфийских алкоголиков! Поэтому всякие шуточки типа «Трандуилу больше не наливать» просто неуместны. Это я о падении Ли Пейса на колено вблизи трона на съёмках :-) Там человеку шлейф мешал. Его костюмеры чуть позже подвернули, а потом дорисовали в кадре с помощью графики. Что касается лесных эльфов, то они по-настоящему пьянеют и потом у них из-под носа прыткие хоббиты воруют ключи от темницы :-)

Не понравилось, что при дубляже исказили слова эльфов-стражей (тех, что потягивали винцо из королевского погреба до потери сознания). В переводе звучит, как «У нашего короля вздорный нрав, но вино у него отменное». Какой, какой нрав?! Это что за неблагодарность такая, подумала я. А потом просмотрела эпизод с английскими субтитрами. Там слово tempered в оригинале — то есть, «сдержанный, умеренный», и прочее, что может подойти по контексту. Но никак не «вздорный».

«Жадность». Союз был заключен (согласно фильмам) только с людьми. К ним на помощь с провиантом и пришёл Трандуил. Опять же, согласно фильму он решил заодно получить «признание своей высшей власти» — получить камни, предназначенные его жене. Сценаристы хотели указать, что дело здесь не в жадности, а именно в признании власти эльфов в этих краях (король не требовал чужого золота). В проявлении законного уважения со стороны людей и гномов. Хотели… да не указали. Я об этом узнала только из дополнительных материалов. Огромный минус, портящий персонаж! В оригинале вообще читаем следующее (и где там жадность увидели?!):

Когда Гномы Даина наступают по восточному берегу в ответ на отказ Барда позволить им пройти, Бард реагирует так: «Мы нападем на них сейчас, сразу с обеих сторон, пока они не опомнились». Но Трандуил снова доказал, что золото не правит его сердцем, ответив: «Нет, ради золота я не стану торопиться начинать битву. Гномы все равно не минуют нас, и что бы они ни затеяли, мы сразу заметим. Будем надеяться, что примирение еще возможно. Если же, к несчастью, дело дойдет до схватки, что ж, на нашей стороне численный перевес» (глава 17 – «Гроза разразилась»).

И, опять же, если по киноканону смотреть, хотел бы воевать за камушки — воевал бы, а не дважды пытался организовать мирные переговоры с Торином и достучаться до его затуманенных алчностью мозгов. Кстати, о королевских камнях у ворот Эребора ни разу вслух не сказали! Как можно утверждать, что эльфы пришли сюда исключительно за белыми кристаллами Ласгалена? Говорил в основном Бард — настоятельно просил вернуть обещанное людям золото. Армия эльфов здесь как рычаг влияния, как метод психологического давления используется. Барду повезло с союзником. Кто же знал, что чуть позже придётся сразиться с орками, и что не зря сюда тысячи эльфов были приведены?! Ведь о легионах тварей орков эльфийские дозоры владыке не докладывали, ибо шли враги тайно, под землёй. А отказ Торина от мирных переговоров Трандуила сильно расстроил... Он выглядел очень взволнованным, вслушиваясь в слова гнома. Хотел ли эльфийский король реальной войны? Не думаю. Больше надеялся сломить гномье упрямство угрозами.

Происхождение Трандуила… тут просто захватывает дух от голубизны крови. Он чистокровный синдар (тэлери, оставшиеся жить в Дориате) – то есть, относится к третьему роду Высших эльфов, решивших остаться в землях смертных и поддерживать здесь порядок. Отсюда проистекает его надменность и некая отстранённость в общении с окружающими. А вы как бы себя вели на его месте, имея такое генеалогическое древо и неся такую тысячелетнюю миссию в мире? Всё это невообразимое величие и «протокольный» пафос для официальных встреч, присущий настоящему эльфийскому правителю, режиссёр нам показал одним удачным мазком (кадр, предшествующий допросу Торина).

Похоже, ПиДжей сам любуется этим образом? Но простим его! Потому что, как писал кто-то из фанатов, «потому что нельзя, потому что нельзя, потому что нельзя быть красиииивым таким!» :-)

Особые способности и внешний вид. Отличительные черты внешности у синдар — большой рост под 2 метра, очень светлые волосы и глаза, аккуратные ушки, природная пластика и грация в движениях, отличные боевые навыки. Но Трандуилу-младшему надо ещё пить молоко, как заметил на съёмках Ли Пейс, ибо ростом он явно не вышел! :-)

Подозреваю, что и осанвэ (умение общаться мысленно на расстоянии) у синдар чрезвычайно развито. Иначе почему Тауриэль со слезами умоляет своего владыку избавить её от любви к Кили в конце фильма? Значит, он может влиять на открытый к общению, находящийся в состоянии латиэ, разум. Власть или родственная, духовная связь многократно усиливают воздействие! И она об этом хорошо знает. Не смерти же просит эта эльфийка? Это было бы нелогично... Трандуил мог убить её и раньше, ещё до прихода сына, когда приставил к её груди меч. Ему этого не нужно, потому что такой поступок не благороден, низок для короля. К тому же, Леголас говорил, что Тауриэль воспитанница Трандуила (он ей покровительствует 600 последних лет!). На осанвэ могут также указывать и слова Леголаса об отсутствии любой памяти или воспоминаний о его матери. Будто память у принца была скорректирована! Но это лишь моё смелое предположение. Утверждать ничего не буду. Возможно, я не поняла слова Леголаса? И он упомянул лишь о том, что отец не говорит о погибшей жене и никогда не вспоминает её при сыне. В книге о матери Леголаса нет ни слова! Так что, вся эта скорбная сюжетная линия — чистый вымысел режиссёра и сценаристов. Вольная трактовка Толкина, так сказать.

Манера общения с ярко выраженной эмпатией тоже удивляет и неплохо характеризует этого эльфа. Ли Пейс её отлично подчеркнул! Не только допрос врагов, но и самая простая «бытовая» беседа не лишена изумительной проницательности. Король будто чует нутром своего собеседника, понимает с полуслова все его внутренние мотивы, учитывает недостатки, замечает мелочные и великие устремления – читает как раскрытую книгу или видит насквозь (как было с Торином).

Правда, с Торином его впервые за несколько столетий или даже тысячелетий не хило так накрыло эмоциями — аж искры идут между героями! Ещё бы. Незаслуженное обвинение в предательстве и вероломстве услышать... Оскорбил гном эльфа ни за что. И при том орал как бешеный, разбрызгивая слюну безо всякого стеснения выражаясь гномьим матом в присутствии другого короля. Странные представления о благородстве у того, кто обвиняет другое существо в отсутствии этого самого благородства и чести, правда? Зато Трандуил голос практически не повысил за всё время беседы (ох, этот голос...от него враз гедонистический катарсис наступает). Одним своим присутствием заставил гнома рот закрыть, уверенно так «размазал по полу». Вот, что значит настоящее королевское происхождение нечеловеческая пластика и мироощущение. Торин всё время (и особенно в конце) выглядел малость загипнотизированным... У меня ощущения аналогичные возникают даже после нескольких просмотров. Ли, браво!

А ещё меня удивила эта сверхестественная демонстрация ожога. Даже от боли Трандуила корёжило по-настоящему, настолько живы в мозгу эльфа воспоминания о жаркой во всех смыслах встрече с драконом лицом к лицу. Хотя шрам, несомненно, уже давным-давно зажил. Только внушением его показать и можно таким вот неверующим Торинам.

Да, немножко много и интеллектуально изощрённо/психологически тонко издевался над пленником. Не спорю! Мстил за тот гадкий момент, когда камни гномы не отдали. Или, скорее, потешался над сложившейся ситуацией — начало допроса сплошной пафосный монолог с лёгкой, но такой циничной ухмылкой бессмертного на устах. Мол, «Я этого дождался! Твой дед меня в своё время унизил, а всё равно справедливость восторжествовала —  судьба внука зарвавшегося гнома теперь в моих руках!» Но я бы тоже так себя вела, будучи на месте Трандуила. Потому что не люблю хамов. А гномы повсеместно хамят, задираются, грубят и вообще товарищи неблагодарные, считающие, что им все чего-то там должны.

Однако при всём том здесь конечная цель у эльфийского короля не только удовлетворение собственной гордости, но и попытка в КОТОРЫЙ РАЗ по счёту договориться с соседствующими гномами. Найти точки соприкосновения. Не ругайся Торин по чём зря, и не выводи специально эльфа из себя, беседа бы продолжилась вполне мирно — Трандуил бы и дальше продавливал гнома под себя так, чтобы тому захотелось быть союзником, пусть и ситуативным.

Эмоции или разум? При всей излишней эмоциональности этого допроса будем справедливы. Это в большей мере показуха. Игра на нервах Торина. Цель в чём-то другом заключается. Даже не так! Тут оба пытаются друг друга побольнее ужалить и надавить на самолюбие. Только у гнома это реальная, очень неуклюжая в реализации, вспышка ненависти, а у Трандуила, похоже, продуманный план действий. Иначе не было бы фразы «One king to another» — словно протянутой руки без оружия, предлагающей мир.

Трандуил вообще хороший политический игрок и правитель, иначе ему тысячелетиями безоговорочно (Тауриэль не в счёт — её не было в книгах!) не подчинялись бы воинственные, вспыльчивые и малость необузданные лесные эльфы. Мало того! Его одинаково любили подданные и соседи-люди. Не за жадность же к камням, верно, чрезмерную эмоциональность и привычку совать в камеры чужих королей-борцов-за-права-своего-народа? В книге «Хоббит: туда и обратно» есть сцена, когда Трандуил окружён орками на поле боя. К нему на помощь бросаются все — люди, эльфы и эльфийские лорды Лихолесья (жаль, в фильме не показаны!), а также... маленький хоббит Бильбо, который успел досконально изучить короля, будучи у него в гостях невидимкой (с кольцом Всевластья на пальце), и уже пропитался к великому эльфу искренним уважением.

Не так прост король, как кажется в этой сцене! «Я тебя отпускаю, а ты мне мои камни взамен». ПиДжей, ты шутишь?  Слишком примитивно! Нет, есть и это. Правда, подозрительно как-то на поверхности лежит и вызывает большие сомнения.  Я вообще до конца не уверена, что камушки здесь главный объект торга! У Трандуила даже в эмоциональном всплеске политика замешана (ах, старый лис!). Мол, посидит в темнице Торин — одумается, тут я его и возьму голыми руками, не отвертится. Сделает всё, как и когда мне нужно, сдаст все секреты, душу раскроет.

Ломиться через парадный вход Эребора — будить дракона и жертвовать людьми Озёрного города в планы эльфа, явно, не входило. Он помнит пророчество! Цитировал его Леголасу (сцену вырезали). Значит, было другое решение проблемы? Просто гноить Торина в тюрьме до самой его смерти из-за фамильных камней небезопасно. Это настроит в будущем против мирквудских эльфов все семь гномьих родов. Оно Трандуилу надо? Зачем ему война со всем гномьим миром и косые взгляды сородичей из других эльфийских поселений? Так что, гноить он собирался чисто гипотетически :-) А что делал бы на самом деле — тайна, покрытая мраком. Но после этого целый Эребор стал бы «пешкой короля Лихолесья» — превратился в сговорчивый и предсказуемый сателлит. Без этого не было никакого смысла затевать словесную дуэль в тронном зале! Камни — слишком мелко в масштабах вечности. Трандуил, умудрённый прожитыми тысячелетиями, не может не понимать таких очевидных вещей. Тот, кто пришёл на аудиенцию к безумствующему Трору, прежде всего, переживал о судьбе Лихолесья и его выгоде, и только потом думал о драгоценностях умершей жены. Он очень удивился, когда шкатулку вынесли! Шёл к ней с такой осторожностью и недоверием, будто боялся, что ему змею в коробке преподнесли!Неожиданный сюрприз, так сказать, по недоумию гномов превратившийся в оскорбление. А цель, которая была тогда у Трандуила и есть на текущий момент — безопасность Эребора для Лихолесья. Повторюсь, это уважаемый, мудрый и успешный  эльфийский король. Он мыслит другими категориями. Не так как люди или гномы. У ПиДжея огромный просчёт с этими злосчастными камушками!

Почему настолько перемудрили со «сложностью характера» короля лесных эльфов, местами упростив его до банальностей, мне не понятно! Такое древнее существо, как Трандуил, просто по определению не может делать глупости или допускать критические просчёты. Но ПиДжей нам упорно их подсовывает! То Трандуил недопонимал сына, то якобы ущемлял Тауриэль, то гнался пуще своего лося за шкатулкой с белыми камушками… Даже обидно за Ли становится. Он ведь так старался донести совсем другой подтекст! И донёс же ведь. Браво театральному мастерству актёра! Ли весьма популярный в США театральный актёр, привыкший выкладываться на 100% без дублей, и до щенячьего визга обожаемый поклонниками. У него живёт всё на крупных планах — глаза во всей их глубине, губы, брови, мелкая мимика, все движения тела, и даже лёгкий поворот или наклон головы (честное слово, могу сравнить только с нашим Серёжей Безруковым, Женей Мироновым или Володей Машковым). Ему хочется верить! Поэтому сотни фанатов Средиземья неистово защищают этого вымышленного героя и отчаянно роются в книжной версии творений Толкина и дополнений к ним, вытаскивая оттуда неоспоримые доказательства легендарного героизма/мудрости/справедливости/адекватности (нужное подчеркнуть, отсутствующее добавить!) Трандуила.

Зная все перечисленные факты, можно ли назвать это существо «простым как амёба», то бишь, исключительно алчным, лживым, трусливым? Нет и ещё раз нет!

Была ли магия? Думаю, да. Достаточно вспомнить, к какой расе принадлежит король. Столько лет бессмертной жизни, столько потерь и смертей, человеческой глупости, чужих ошибок перед глазами прошло — богатый жизненный опыт приводит к пониманию самой сути вещей, предвидению, мастерскому владению определенными сверхестественными навыками. Я не только о шраме говорю, но и о белом олене в лесу, который явно не просто так явился гномам. Это глаза и уши Трандуила? Лесной дух на служении у эльфа или призрачное воплощение его души? Кто знает! Эльфы ведь владели магией. Их дух в моменты сильных эмоций мог влиять на тело, изменяя его физические возможности. Но, к сожалению, Толкин на этом никогда особо не сосредотачивался.

Процент «человечности». Справедливость, милосердие, благородство и даже чуткость — всё это тоже присутствует в короле. Но он не кичится своими достоинствами и не демонстрирует их на каждом шагу. Похоже, тщеславия и творения добрых дел напоказ он лишён начисто? А может, добрые дела для него — это всего лишь логичные поступки, основанные на целесообразности?

Тот момент, когда он привозит еду в человеческий город весьма красноречив! Там нет никакого хамства, как кажется на первый взгляд. Он отвечает Барду на благодарность в духе того, что мол, «не стоит делать из меня святого, ситуация неприятная и опасная сложилась, а помощь вам — не главная причина моего визита, вы должны чётко понять, что тут будет твориться завтра и осознать все последствия заодно». Будто окатывает Барда «холодным душем» — указывает ему на суть и смысл происходящего. Ведь это люди пожелали перезимовать в... пещерах Эребора, принадлежащих гномам! И это уже по факту война. Гномы гостеприимством не отличаются. А ещё люди хотят получить обещанное золото. Трандуил присоединяется к начинающейся заварушке и даже поддерживает людей, прекрасно осознавая, что из этого ничего хорошего не выйдет. И специально здесь подчёркивает, что за своё участие он возьмет только то, что принадлежит ему по праву — камни его жены. Чтобы потом не говорили, что он воюет за все сокровища горы. И ни грамма золота больше ему не нужно. Это чёткое провозглашение своей позиции. Провиант бесплатно, мне не в тягость предоставить его вам, как многолетним союзникам, а вот военная поддержка за признание моей власти и соответствующее уважение  («верните моё» — точка). Ни капли лицемерия! Всё честно и прямо сказано. Но вот о политическом подтексте ни слова! О том самом усиливающемся влиянии эльфийского короля в регионе, с которым становится опасно не считаться. Наверное, Барду этот нюанс не столь важен, как гномам? Он не против эльфийской власти. Она его не раздражает и вполне устраивает.

Какое лицо у Трандуила! Полностью отрешённое, пугающее такое. Чтобы не было лишних расспросов со стороны людей? Или он просто ушёл в себя?

Безжизненное лицо. Даже глаза мертвы (как это Ли Пейс вообще сыграл?)  - нет эмоций совсем. Словно приговор самому себе вынес. Такая крайняя решимость продемонстрирована и одновременно «полное отсутствие всякого присутствия»! Та самая трандуиловская тишина перед бурей, за которой будет эмоциональный взрыв, если хоть кто-то посмеет противоречить или пытаться переубеждать в принятом решении.

Я вижу смысл в том, что эльфы на самом деле совсем не злые, они по своей первородной природе добры и полны света. К людям этот свет, в первую очередь, и направлен, как к собратьям (тоже первородным, но низшего порядка). Эльфы — существа, удерживающие Зло и по возможности поддерживающие людей.

Правда, сценаристы «Хоббита» считают эльфов Лихолесья одновременно тёмными и светлыми. Отсюда такая музыкальная тема с  опасными, резкими нотками — называется The Woodland Realm (послушайте, если интересно). Хм... если это тьма у Трандуила, то что тогда представляют собой остальные существа Средиземья? :-)

А вот симпатичное стихотворение-размышление на эту тему, близкое к истине, как мне кажется:

Тени деревьев на росной траве,
Звезды мерцают в поющей листве,
Тысячи лет проплывут как во сне —
Тени деревьев останутся мне.

Западный ветер мне песню поет,
То, что прошло — никогда не уйдет,
Тысячи лет проплывут как во сне,
Память о прошлом останется мне.

Память о древней и светлой земле,
Что за морями сияет во мгле,
Тысячи лет проплывут как во сне —
Свет Валинора* навеки во мне.

(нашла в ЖЖ, lytrumsalicaria в Пути к Валинору)

*Валинор — эльфийский рай, место обитания создателей мира

Король охотно демонстрирует этот свет, дружелюбие и добро в отношении Барда. Предводитель горстки измученных людей, вооружённых едва ли не одними вилами, в сложной военной ситуации воспринимается эльфом как равный. Без тени ехидства или превозношения! Испепеляющий взгляд, королевское величие и жёлчное пренебрежение Трандуил оставил для гномов. Они его в полной мере заслужили, потому что понимают лишь грубую силу и превосходство (численное, моральное, и так далее). А к людям очень хорошее отношение. Нет никакого «расизма» в речах эльфа, нет уже привычной зрителю резкости и попытки лишний раз показать своё величие. Как известно, остальные высшие эльфы предпочитали с простыми смертными вообще поменьше общаться. Например, такова Галадриэль.

Эх, Питер Джексон ты был не прав! Но огромное тебе спасибо за возможность это всё увидеть. Теперь, читая про лесного короля эльфов, я его отчётливо себе представляю. Этот надменный поворот головы, оценивающий и всезнающий взгляд, смертельную скорость в бою, по-особому небрежно и невероятно опасно выбрасываемый меч, вселенскую скорбь о павших воинах – много чего незабываемого и свойственного только этому герою качественно продемонстрировал Ли Пейс.

Особенно владение мечом радует — оружие, как продолжение мысли... Песня прямо! Вы только посмотрите, чем закончился допрос орка. Этот удар наотмашь, не глядя, прямо под рукой у Леголаса. Это же блеск! Мастерство высшего уровня, когда любое движение воина очень простое, экономное такое, неуловимое глазом и... смертельное.

И это трандуиловское, брошенное сыну без всякой тени сомнения в собственной правоте «Я не лгал. Я избавил его жалкие плечи от его убогой головы!» тоже смотрелось просто шикарно. Тонкий эльфийский юмор, так сказать :-) То ли шутить Его Величество изволил, то ли подразнить/высмеять наивного юношу, стоящего рядом, решил? Сразу и не поймёшь. Кто же отпускает тысячелетних, коварных и абсолютно диких врагов, служащих древнейшему Злу? Леголас, чем ты думал, когда папе претензии здесь выдвигал? :-) Ты бы ещё тигра из клетки выпустил по дворцу погулять...

И ещё нельзя забывать огромное значение этого эльфа в жизни Средиземья. Ведь только прекрасно натренированные войска Трандуила во время Войны Кольца не дали пасть Северу, оттягивая на себя, преследуя (!) и уничтожая слуг Саурона в Лихолесье. А дальше было его участие вместе с войсками Келеборна и Галадриэль в походе на Дол Гулдур.

Я себе представляю, как король там сражался! Наверное, как здесь, в «Битве пяти армий», когда буквально ворвался в город сметая орков со своего пути, чтобы помочь людям (самураи нервно курят в сторонке!):

И он один из немногих, кто решил не покидать Средиземье после завершения военных действий. Простые эльфы имели привычку разбредаться без своих правителей и жить без цели… увы. Уйди Трандуил, государство Лихолесье исчезло бы с карты за несколько лет. Что-то не вяжется всё это с персонажем, показанным нам ПиДжеем, правда? Урезанный формат получился у режиссёра, жаль...

«Да что ты знаешь о любви?!» © Действительно, ничего! Потому что любовь, это «положить душу» за свой народ, мир и процветание в их вселенной. Именно так Трандуил понимал любовь.


P. S (из просторов тырнета, два комментария зрителей касательно фильмов «Хоббит», конечно же, с моими «комментариями к комментариям» — куда без них?):

1)Понравился момент разговора Трандуила с Тауриэль в конце фильма. В оригинале звучит так:

Тауриэль: «Вы думаете Ваша жизнь ценнее их жизни, хотя в ней нет любви. Любви нет в ВАС!» Именно упор на то, что В НЕМ нет любви и привело Трандуила в бешенство. Как же это в нем нет любви, если он искренне любит своего сына, людей, которым он привез еды, своих подданных?
Дублеры безжалостно убили эти едва уловимые интонации в голосах актеров, благодаря которым создается полноценная картина происходящего. Еще при просмотре фильма я удивилась, чего это Трандуил так взбесился? Просмотрев оригинал, стало понятно почему.
И потом он отвечает: «Что ты знаешь о любви? Ничего!» Но вы послушайте интонацию, с которой он это произносит! Тут и отчаяние, и готовность сорваться на крик. Он теряет самообладание и, кажется, что в любой момент он готов то ли психануть, то ли расплакаться. Но затем он быстро возвращает самоконтроль. Но вот эти пару секунд могут о многом сказать, что же на самом деле чувствует король.


Я и другие нюансы в этой сцене заметила. Например, как отшатнулся Трандуил при виде Тауриэль. На его лице не удивление, а сильное волнение или даже ужас. Обратите внимание, как он решительно уводит отряд из города. Насколько стремительны все движения до того момента, когда у очередного орка полетела голова с плеч, а король боковым зрением уловил ещё чьё-то присутствие.

Но это выражение лица не может указывать на страх! Трандуил только что продемонстрировал, насколько он бесстрашен и искусен в бою – его мечам нигде нет преграды. Да и с чего вдруг ему бояться девчушки, которая по боевым навыкам для него, как маленький котёнок? Плюс — она его воин, не представляющий никакой угрозы для него лично. А, значит, причина королевского волнения кроется в чём-то другом.

Если вспомнить начало «Битвы пяти армий», то сразу приходит на ум, что посланный Трандуилом эльф (он в кадре сзади стоит, в доспехах) просил принца вернуться под защиту укреплённого дворца. Но Леголас не послушался приказа из-за Тауриэль. Следовательно, королю доложили, что сын остался с девушкой. Отсюда весь этот ужас в глазах Трандуила, и его резкая остановка на месте (будто дьявола увидел!). Тауриэль пока ещё молчит, но на её глазах слёзы, она растеряна и взволнована. Что подумал любящий отец в первые две-три секунды, пока его подопечная не открыла рот? Правильно! Что его сын ПОГИБ. Он не видел Леголаса в городе. Так что, мог вполне такое подумать.

Это хорошо видно при медленном просмотре по кадрам:

заметил

начал волноваться

пришёл в ужас от одной мысли о смерти сына — лицо застыло на одной эмоции, превратилось в маску

Тауриэль начинает говорить, а король всё ещё в шоке (немного растерян, немного не в себе)!

То, что происходит после, меня сильно возмущает. Тауриэль, скромный командир лесной стражи, ТРЕБУЕТ у своего главнокомандующего не покидать поле битвы. Не просто остаться, но бросить последних выживших в городе эльфов (это не воины, судя по одежде, а отряд, сопровождавший повозки с провиантом для людей!) на защиту нескольких гномов, которых не любит и не уважает как Трандуил, так и Леголас (и, по сути, все лесные эльфы). Верх нелогичности и безумия (Мэри Сью в действии...)! Так себя нагло вести, говорить такой бред, да ещё заводить воспитательную беседу об отсутствии любви. Да кто она такая, чтобы подобное вытворять перед самим королём?! То, что Трандуил не убил её на месте и продолжил беседу, указывает на две важные вещи:

  • первое, он великодушно, со снисхождением и пониманием, относится к своим воинам, даже если они малость неадекватны на текущий момент времени;
  • второе, он любит свою воспитанницу как отец или учитель (вот вам и бездушный король!) — никаких радикально-человеческих «я тебя породил, я тебя и убью». Бессмертные умнее людей! Они ценят жизнь. Особенно эльфийскую :-)

А позже он её вообще простил! Весь фильм она дерзила, глупила, спорила, не слушала и не исполняла приказы, наконец, она виновница ссоры с Леголасом и причина его ухода от отца... А король просто так вот взял и ПРОСТИЛ. Эта сцена с погибшим Кили просто неимоверна по энергетике. Такая мягкость и сочувствие светилось в королевском взоре, прямо за душу брало!

И вновь о гномах. Значит, если он не мог простить гномов, они сами в этом виноваты! Трандуил не самодур. Он умеет думать головой и принимать адекватные решения. Для полного взаимопонимания между расами не нужно было «сыпать соль» на старые эльфийские раны... Всё очень просто! Трандуил простит алчность, недалёкость и заносчивость, а оскорбления — нет. Потому что он настоящий король. У него есть чувство собственного достоинства, о которое никому не позволено вытирать ноги.

Замечу отдельно, что Трандуил имел полное и законное право покинуть город. Ведь крупные боевые столкновения уже закончились на тот момент — видны свободные от врагов ворота и мост за ними, да и в городе стало очень тихо.

Страшно подумать, какую высокую цену заплатили эльфы и люди за эту гробовую тишину! В не вошедших в фильм материалах есть момент, когда отчаялись все — Бард, Гэндальф и Бильбо. Там Бард говорит, что ворота защищают (удерживают) одни эльфы. Гэндальф советует направить к ним на помощь лучников. На что Бард обречённо отвечает, что «уже никого нет, некого посылать на помощь»...

Это я к тому пишу, что не нужно голословно говорить о вновь «сбежавшем Трандуиле». Никто никуда не сбегал! Сделал всё что мог и не мог, угробил сотни эльфов ради помощи людям.  Хотел бы сбежать — сбежал бы прямо с поля битвы. Прорвался бы с боем и ушёл отсюда в свою крепость. Он же якобы не дорожит своей армией и может ею рисковать ради своих прихотей, как утверждают фанаты трилогии, не любящие этого героя! Тем более, цель орков — это уничтожение гномов и захват Эребора. Уйти в данной ситуации не проблема. Проблема сохранить честь. Трандуил сохранил. Не сбежал, принял не только вызов у ворот Эребора, но ещё и городской бой, оставаясь в Дейле до последнего орка. Интересно, смогут поступить так же его критики, окажись в том бою? Я вот не уверена в их храбрости :-)


2)Еще хочется сказать пару слов о сцене Трандуил — Леголас в самом конце фильма:

«Леголас! Твоя мать любила тебя. Больше всех на свете. Больше жизни». В переводе эта его фраза звучит так, будто бы Трандуил сделал одолжение, что сказал это своему сыну. Типа, сынок, я не хотел это говорить, но ты должен знать. В оригинале же, когда Трандуил окликает Леголаса, он как бы просит его остановиться, остаться. И говорит ему эти слова с некоторой виной в голосе: «Прости, сынок, что я тебе этого не говорил раньше, но твоя мама очень тебя любила, больше всех на свете. Как и я». Именно это король хочет сказать, отсюда и слезы на глазах. Заменить дублеров срочно, они нам столько недодали!


Признаться честно, я эти нюансы уловила и через дублёров! Наверное, потому что сама люблю сочинять истории с отношениями на разрыв аорты про недопонятых, недолюбленных и прочих несчастных героев :-)

И да, мужчины редко говорят о любви своим сыновьям! Это естественно, «не раскисать» и не демонстрировать чувства. Между взрослыми мужчинами такое не принято. Трандуил и Леголас что, должны были крепко обняться и горько всплакнуть там о своей несчастной судьбе? Такое себе не все люди могут позволить, не то что эльфы! Король не растит сына-тряпку. Перед ним взрослый мужчина минимум 2 500 лет от роду, искусный воин, наследный принц и сам-хозяин-своей-судьбе. Ну и Трандуил тоже не сопливый мальчишка, а могущественный король, аристократ до мозга костей со всеми вытекающими отсюда правилами поведения, суровый воин и гордый рыцарь. Слёзы он показал (зрителям!) только после ухода Леголаса. Не пристало великому эльфу проявлять истинные эмоции и чувства при свидетелях, пусть это и родной сын.

И в заключение:

Что эльфу хорошо, то человеку смерть…

Это будет завершение рецензии, написанное спустя неделю. Рецензия у меня получилась как бы пропущенной сквозь призму по имени Трандуил. Нет, это не случайность. Меня изначально удивила разница в отношении к этому герою у нас и за рубежом. На том же Ютуб англоязычные поклонники вовсю ругают гномов, а русскоязычные разделились на два лагеря – за и против Трандуила. Вот к чему эти сложности русского менталитета я не пойму? Нет, я даже понимаю отчасти! У нас мужчины с длинными волосами и кольцами на руках ассоциируются с сексуальным меньшинством… Однако кто-то забывает несколько важных вещей:

1) Средиземье это вам не Россия и вообще не современный/не существующий в реальности мир.

2) Там с длинными волосами и в длинной одежде ходит большинство существ – мода у них такая. Почему Барду и Торину можно носить длинные волосы, а Трандуилу нельзя? Кстати, у гнома они ещё больше по-женски выглядят – кучерявые и пышные, а у эльфа скромная такая по густоте шевелюра.

3)Любовь к кольцам, красивой одежде и драгоценностям не делают тебя бабой в автоматическом режиме! У эльфов богато одетый король – это как боевое знамя, как признак величия всего государства. И вообще, откуда мы знаем, что он там любил? Может, это по протоколу так положено ходить? Иначе свои уважать не будут. Вспомним великих правителей древности. Фараонов или китайских императоров. Как вам их look, а? Не кажется чуть женским? :-)

4)О цвете волос уже писала. «Блондинка на троне» — это эльф самого высокого разлива. На минуточку! Он так с мечом управляется, что уже не до цвета волос его врагам становится. Реально брутальный эльфийский мужчина. У них там вся нация такая – не поймёшь, где мальчик, а где девочка. Толкин так придумал. Ангелы прообразом служили, которые смертным являются в виде прекрасных юношей с длинными волосами и в длинной одежде (!).

5)Обожание женского пола вполне логично. Я понимаю, почему «правильные пацаны» так ревнуют и повсеместно язвят на форумах! Трандуил им как бревно в глазу, он им бедным покоя не даёт. Прямо так и пишут «Чего бабам не хватает? Им что, нормальных мужиков мало? Подавай им с длинными  волосами и на лосе!» Знает кошка, чьё сало съела, как говорится. И почему у женской половины фанатов вдруг наступил «трандуил головного мозга». Нет уже среди нас принцев на белых конях, увы. Мужчины невыразительные стали — трусливые, ленивые, неспортивные, распущенные, пошлые, два слова связать красиво не умеющие, зачастую неаккуратные, благородством и не пахнущие, в большинстве своём очень неинтересные. То ли мужчина, то ли пустое место... И никакие стриженые волосы не спасают ситуации. Так что, дайте хоть немного помечтать разочарованным девчонкам о прекрасном во всех смыслах эльфийском рыцаре на огромном олене!

The end, наконец-то. А кто прочитал/посмотрел – молодец.

О, Эру!.. 158 редакций этого текста, зафиксированных CMS сайта в ходе публикации. У меня абсолютный рекорд нарисовался.  И, всё-таки, больше недели ушло на фиксацию мыслей. С 16 февраля по 6 марта сего года. Аве мне :-)  Я увлечённый графоман и зритель. Если уж зацепит что-то, то как понесёт! Только держись.

Не стесняйтесь, комментируйте. Если есть что сказать по теме — пожалуйста. Я не против массового безумия :-)

 

Прочесть другие записи в той же рубрике:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *